Новая статья Анны Лебедевой "Путь в тысячу шагов: парадоксы развития бизнес-тренера".
5 апр 2016
Недавно я узнала, что заняла 17 место в рейтинге бизнес-тренеров России, составленном на основе отзывов клиентов корпоративного обучения. Новость стала для меня радостной и неожиданной. Приятно получить признание на конкурсе, в котором не подавала документов на участие. Читая список тренеров, чьи заслуги высоко оценили, я увидела там много знакомых имен. С некоторыми из этих достойных людей мы начинали почти одновременно.
Что представляла собой профессия бизнес-тренера в конце 90-х? Представьте себе то время: слово «тренер» ассоциируется исключительно со спортом, на русском языке нет ни книг, ни обучающих пособий. Но уже есть мы – специалисты по обучению персонала, сотрудники крупных компаний, которые разрабатывают тренинги по темам, касающимся личной и межличностной эффективности. За прошедшие годы сформировалась отрасль, появились стандарты работы, рынку понятнее, какой тренинг лучше, какой – хуже. При этом, профессия бизнес-тренера все еще юная, она остается живой, принимает новые формы: от закрытых корпоративных тренингов на 12-15 участников до тренингов-шоу с аудиторией в тысячу человек.
Раньше, когда мы разрабатывали тренинг, то старались сфокусировать участников на конкретный навык (переговоров, продаж, эффективного тайм-менеджмента). Тренинг состоял из коротких теоретических блоков и множества упражнений, которые в дискуссионной и ролевой форме нацелены на 2-3 навыка и тренируют их, как в гимнастическом зале. Сейчас эта модель отжила свое: участникам хочется не просто размяться, а взять с собой универсальное ценное знание, которое они смогут применить за рамками упражнений в аудитории и рабочих ситуаций. "Волшебная" формула хорошего бизнес-тренинга сегодня - сочетание продвижения уровня навыков и понимания, зачем нам этот навык нужен, как мы будем применять его в работе, в жизни, что важное он нам дает. «Выстраивание мостов» между пространством тренинга и жизнью после него – это один из ключевых аспектов обучения тренеров в эриксоновском подходе.
Когда мы фокусируемся на своем процессе роста и на эволюции людей, которые приходят к нам на тренинг, формируется долгосрочная мотивация для работы над собой. В профессии бизнес-тренера надолго остаются люди, которым интересно свое развитие и развитие других, кто видит в этом свою миссию. Каждый из нас дает свое собственное послание через тренинг. Обращение к собственной идентичности и оформление тех идей, которыми мы хотели бы поделиться, в хороший дизайн, дает нам возможность обратиться к самой разной аудитории.
В чем секретная формула бизнес-тренера – профессионала? Если мы выбираем для себя эту область деятельности, то вместе с делом жизни принимаем главную истину: нам необходимо постоянно развиваться. Успешный бизнес-тренер постоянно занят поиском новых технологий и источников знаний. Мы идем в разные школы, разрабатываем новые программы, делимся с опытом с коллегами. Мы в постоянном движении не только потому, что это сохраняет интерес в работе, но и потому, что движение обеспечивает конкурентное преимущество на рынке, защищает нас от профессионального выгорания.
Когда тренер активно набирает инструменты, находится на стадии наращивания мастерства, на «волне развития», то ему не нужно искать дополнительную мотивацию на прохождение обучающих программ, ему хочется читать книги и статьи. Но что происходит, если вы обнаруживаете себя без сил и смысла тренерства?
Каждый развивается в своем темпе, скорость эволюции специалиста зависит от того, насколько он открыт к осмыслению своей работы. Если у тебя 16 или больше тренинг-дней в месяц, осмысливать каждый тренинговый день не успеваешь, остается программа-минимум: выспаться и не разговаривать ни с кем.
"Что останется после меня? Неужели ЭТО – все, что я могу дать?" – обоюдоострые вопросы, которые могут актуализироваться в конце рабочего дня. Обесценивающие внутренние диалоги приводят к тому, что иногда успешные бизнес-тренеры уходят в компании на менеджерские должности. Имея талант преподавания, они не остались в профессии, потому что не нашли в ней долгосрочный смысл лично для себя.
Я бы порекомендовала начать с простого вопроса себе: «В чем я находил смысл раньше? Почему для меня было важно работать тренером?» В «область дрейфования» тренер может попасть после сложного тренинга: он "надорвался" и сложно продолжать, потому что еще не пережит и не осмыслен негативный опыт. Тут мне хочется напомнить коллегам: мы не одни, есть учителя, коучи, а также хорошего терапевта еще никто не заменил. Важно поработать со своей ситуацией, отпустить ее, понять, что затруднения на тренинге бывают, это нормально. Самое время вспомнить про обратную связь: можно запросить встречу и «разбор полета» у своего обучающего тренера, поговорить с коллегами, мнению которых Вы доверяете.
«Готов ли я подвергать сомнению свои знания, свою правоту?» - очень важный вопрос для тренера. Есть особая форма стагнации, которая особенно актуальная для опытных профессионалов – «звездность». Это испытание славой и восхищением участников. Когда мы вновь и вновь получаем восторженный отклик на свою работу, на голове начинает расти небольшая «корона». Время идет, мы проводим все больше успешных тренингов, из раза в раз убеждаемся в своем мастерстве и… корона прирастает все крепче, становится несбиваемой. Кто бы после этого нас ни учил, мы смотрим на это через призму своей правоты. Мы теряем гибкость, открытость новым знаниям. Готовность принести кому-то свою работу и запросить обратную связь - это смелый поступок настоящего профессионала, признак того, что человек остается в контакте с реальностью, особенно для тех, чей авторитет признан коллегами, клиентами и подтвержден сертификатами. Одним из признаков «бронзовения» тренера также является ощущение пустоты, когда тренинги проходят по наработанным шаблонам. Мы знаем свои 5 шуток, как старый клоун, 3 зачетных упражнения и участники как таковые перестают быть интересными. Именно в такой момент можно заметить, что конкретно пошло не в ту сторону. «Я здесь работаю за деньги» - это не про профессию бизнес-тренера, есть много других областей, где, обладая шикарными навыками презентации, можно зарабатывать гораздо больше.
Люди, которые останутся в тренерстве надолго, "золотая сотня" бизнес-тренеров - это те, у которых уже на начальных этапах работы есть план своего развития, тренингов, которые они хотели бы посетить, и компетенций, которые хотели бы в себе развить. Они ориентируются на прекрасных ораторов и тренеров, собирая для себя примеры – не для подражания, а для роста.
Среди способов профессиональной перезагрузки и обретения нового смысла в работе одним из самых эффективных для меня до сих пор является обучение. Встречая новый взгляд на тренерскую деятельность, знакомясь с новыми подходами составления тренинга, я добавляю в свою профессиональную палитру еще несколько красок. Есть несколько тренеров, которые сильно повлияли и на меня, научили основам профессии и многим приемам, которые я использую до сих пор. Много лет назад Тренинг Тренеров, который вела Мэрилин Аткинсон, стал для меня началом качественно другого этапа тренерской карьеры.
На тот момент это был мой четвертый Тренинг Тренеров. Я обучалась и у европейских коллег, и в России, чувствовала себя опытным специалистом. В своей работе я была уверена. Думаю, многим тренерам знакомо это ощущение: чем меньше ты знаешь, тем чаще думаешь, что уже велик. Тогда мое "величие" было, наверное, гораздо больше, чем сейчас.
Первым шокирующим открытием стало то, что невозможно выстроить долгосрочный эффект от тренинга на негативных примерах. На тот момент в моем тренерском портфолио было 9 модулей управленческих компетенций, 3 уровня тренинга по продажам и 3 по обслуживанию клиентов, не считая всех остальных soft skills, которые я преподавала. Я в ужасе посмотрела на все эти программы, на уже написанные поминутные конспекты, и поняла, что много эффектных инсайтов в моих тренингах строятся на том, чтобы сначала напугать, потом - утешить. Мэрилин же говорила, что подобная работа на контрасте - не самый эффективный способ пробудить долгосрочную мотивацию для тренировки навыка. Я непросто переживала это открытие. Взрослому тренеру, который все сам знал, обучал других, предстояло вернуться на стадию разработки дизайна, а казалось, уже все закончено.
Я была очарована приемами, которые применяли мои учителя. Периодически я пыталась копировать их, не понимая, за счет чего они срабатывают. Мэрилин приоткрыла двери во внутреннюю кухню многих тренерских приемов, рассказывая по шагам, что происходит на каждом уровне работы. Тогда я впервые поняла, что, делая те же шаги, я не становлюсь копией своего учителя, а нахожу свой способ это делать. Я достигаю результат через свои таланты.
Для кого-то Тренинг Тренеров может стать встречей со своей ролевой моделью и ориентиром в профессии, кто-то обретет новый стимул для работы, а кто-то придет к пониманию того, кто он как тренер и что дает людям. Период, когда мы бесконечно вели одни и те же тренинги, не соединяясь со смыслом, не вникая в тему, подходит к концу. Если мы собрались вместе в одном зале, у нас есть шанс создать что-то новое.
Анна Лебедева
директор представительства
Международного Эриксоновского Университета коучинга в СНГ
Подготовила Вероника Заец