Все публикации.
На пути в профессию коуча (Татьяна Андриевская)
4 сен 2015
Для роста и развития нам
всегда нужен другой,
кто увидит нас со стороны.
(Д.В. Винникотт)
Вот уже несколько десятилетий люди изучают и практикуют коучинг – как метод раскрытия потенциала, как стиль управления и даже как стиль жизни. Коучинговое образование во всем мире также активно развивается. Программы российских и западных школ и университетов работают и на российском рынке.
Они решают разные задачи, например, базовые, которые формируют теоретические и практические навыки коучинга, - специализированные, обучающие коучингу для определенных целевых аудиторий, таких, как бизнес-сообщество, семейные отношения, личное развитие и другие. Профессионально-трансформационные, предлагающие освоение коучинговых инструментов и важных теоретических основ, передачу опыта от профессионалов ученикам, а также работу с личным стилем коуча при участии менторов, коучей или даже психотерапевтов.
Тем, кто решил сделать коучинг своей профессией, возможно, будет интересно ответить на вопрос: Как мы становимся профессионалами в любом деле? Представители теории развития считают, что так же, как мы становимся взрослыми, поскольку принципы человеческого развития едины. Проходя путь профессионального становления, каждый человек проживает определенные стадии: от идеи, через рождение, первые шаги, детство, юность, взрослость и последующие этапы. Хотя в качестве символического «новорожденного» выступает одна из жизненных ролей или идентичностей, да и стадии развития укладываются в более короткие промежутки времени.
Сначала идея - мысль о возможной новой профессии иногда мелькает перед внутренним взором в суматохе дел и ежедневной жизни, или наоборот, внезапно представляется ярким видением нового. Потом мысль или идея становится чем-то более привычным и из мечты приближается к реальности. Мы осваиваем азы новой идентичности и делаем первый шаг.
В процессе освоения и проживания новая область начинает становиться все более знакомой, обрастать подробностями, деталями и неизбежными сложностями и препятствиями.
И вот мы делаем первый шаг, иногда и второй, и третий, набираем скорость и двигаемся дальше, привыкая к новому образу мыслей, действий и новой окружающей среде.
Для выбора ориентиров нам с самого детства нужно присутствие людей, которыми мы восхищаемся, на кого хотим быть похожи и чьим мнением дорожим, чтобы учиться у них и раскрывать свои таланты. Чтобы первые несмелые шаги стали уверенной поступью в ежедневной жизни, нужно пройти определенный путь положительных подтверждений и развивающей обратной связи от авторитетных людей. Если по истечении периода проб и ошибок мы выбираем двигаться дальше, постепенно приходит уверенность в своих силах и уверенность в большой цели. На языке коучинга мы говорим, что человек обретает долгосрочную приверженность своему видению.
В этом случае переход от радости пробовать новое к регулярности ежедневной жизни на новом уровне требует изменения мировоззрения, осознания своих стратегий, создания нового образа и его адаптации. При переходе на другую ступень у нас могут меняться привычки и иногда даже образ жизни.
Во время переходов с этапа на этап у нас могут возникать состояния невесомости, сомнений, остановок. С ними хорошо знакомы студенты перед экзаменами, люди, которым нужно принять важное решение, совершить важный шаг, принять вызов. Как в детстве, когда проблемы и страхи кажутся большими, а мы себе маленькими и беспомощными.
Чтобы поддержать изменения и обретение успешного опыта на каждом уровне в наших клиентах и в нас самих, нам нужно видение, к которому мы идем, и поддержка в пути.
Обучающие коучинговые программы, в которых теоретическая подготовка поддерживается индивидуальной работой с профессионалами и обратной связью от них, дают такую возможность. Как известно, за любым страхом и сомнением находится ресурс, как мы привыкли говорить в коучинге вслед за мудрыми древними китайцами. Важно, чтобы кто-то помог его обнаружить и направить энергию в русло созидания и развития.
Чтобы поддерживать идентичность профессионала и взрослого человека, нам важно реализовывать свои таланты и быть признанными, иметь конвенциональные договоренности с другими людьми об общих правилах отрасли, которые существуют в профессиональных сообществах и сертифицирующих организациях. А также группы единомышленников, с которыми мы можем обмениваться мнениями, сверяться в профессиональных ориентирах и двигаться вперед. Часто выпускники обучающих групп становятся деловыми партнерами и друзьями, сохраняя атмосферу своей альма-матер.
Долгосрочная уверенность в собственном профессионализме приходит с опытом. Со временем мы осваиваем новую идентичность профессионала и можем передавать знания и навыки другим. Так мы становимся «родителями» для новых людей, которые только вступают на путь коучинга. И так поддерживаем естественный ход жизни и развития.
Закладывая для себя устойчивую систему профессионального и личного роста, когда мы можем обратиться за поддержкой к более опытным коллегам, чтобы раскрывать свой потенциал на различных ступенях мастерства и развивать своего внутреннего коуча и ментора, мы можем создать предпосылки для формирования надежной системы развития у наших клиентов. Будь это их новый и амбициозный проект, изменения образа жизни или другие важные цели.
Особенно если мы работаем с глубинными изменениями и в формате длительного сотрудничества с клиентами.
Татьяна Андриевская
Коуч АСС ICF, ментор
Методист, Куратор программы Coach mastery
Международного Эриксоновского Университета
Программа предназначена для: выпускников Международного Эриксоновского Университета с сертификатом Профессионального коуча. Мы приглашаем к участию в программе коучей, которые провели более 60 часов индивидуальных коучинговых сессий с клиентами.
Цель программы: Дальнейшее развитие профессиональных навыков и компетенций коучей по стандартам Международной федерации коучей.