Как метапрограммы коуча (не) влияют на его успех (Алина Светлова).
27 янв 2022
Про метапрограммы знают все коучи. Но на всякий случай напомню, что это своего рода фильтры восприятия и обработки входящей информации, которые вырабатываются с детства. Иначе говоря, у каждого из нас есть свои привычные способы смотреть на жизненные события, а также предпочтительные стратегии поведения.
Так вот, в этой статье я хочу вместе с вами, коучи, обратить внимание на парадокс нашей профессии, который легко обнаруживается, если внимательно рассмотреть нашу профессиональную деятельность через призму метапрограмм.
У любого профессионального коуча, который строит свою частную практику, есть как минимум две ипостаси: собственно коуч – при проведении коуч-сессий – и предприниматель, то есть все те активности, которые обеспечивают появление клиентов, организуют работу с ними и обслуживают процесс.
Мне стало любопытно, какие метапрограммы требуются в первом и во втором случае.
Первое, что приходит в голову, это рефлексивность (способность осознавать свои мысли, эмоции, поступки, размышлять над ними, замечать и открывать смыслы). Это свойство, без которого сложно вообще стать коучем, так как только благодаря этому мы растем и развиваемся. Это качество также помогает нам поддерживать клиентов в росте их собственной осознанности. Если же говорить о предпринимателе, особенно о начинающем малый/микробизнес, то легко заметить, что его сила – в проактивности: «Ввяжемся, а там посмотрим», «Just do it» («Просто сделай это») – вот прямо про них.
Замечаете, как уже первая обнаруженная метапрограмма разводит по разным концам шкалы «рефлексивность – проактивность» коуча и предпринимателя?
Дальше еще любопытнее.
Что если посмотреть на такую пару метапрограмм, как «Внешняя и внутренняя референция»? Эти метапрограммы отчетливо показывают, как человек принимает решения, каким способом он подходит к выбору. В коучинговом процессе определяющей является внешняя референция – это проявляется, например, в известном выражении «следовать за клиентом». Коуч не просто так задает клиенту вопросы типа «Что ты хочешь?», «Что бы ты хотел сейчас поисследовать?», «Каким путем ты хотел бы двигаться к своей цели?». Это важная часть коучингового диалога. Клиент определяет, коуч поддерживает его в пути, то есть ориентируется на внешние по отношению к нему факторы. А как же насчет предпринимателя? О, вот здесь интересно! Все исследователи успешных предпринимаетелей, включая, кстати, тех, кто успешен в бизнесе Коучинг-Тренинг-Консалтинг (КТК), в один голос заявляют, что внешняя референция – это, по сути, внутренняя опора для собственника бизнеса. И размер бизнеса не имеет значения. Любому предпринимателю приходится принимать десятки решений в день: платить или не платить за рекламу, и если да, то сколько; торговаться за скидку с поставщиком или бросить, потому что время и психическая энергия дороже; нанимать человека или повременить, потому что зарплатный фонд ограничен; начинать новый проект или не время… Этот список бесконечен. Конечно, по некоторым вопросам стоит посоветоваться – со своим бухгалтером или с внешним экспертом. Но если владелец бизнеса будет по каждому вопросу советоваться, собирать мнения, делать опросы, изучать всю имеющуюся информацию… То он рискует стать похож на сороконожку, которая в процессе раздумий и советов перестает двигаться вообще. Иначе говоря, способность самостоятельно и достаточно быстро принимать решения – одно из must have качеств для предпринимателя.
Ну и еще одна пара метапрограмм, которая ясно показывает разницу в подходах коуча и предпринимателя: это «ориентация на процесс - ориентация на результат».
Те, кто обучался на программах для профессиональных коучей, четко усвоили, что «коуч отвечает за процесс, а клиент отвечает за (свой) результат». На первый взгляд, вроде бы все понятно. Однако на практике все оказывается не так-то просто. Иногда клиенты приходят с бессознательным, а бывает, что с вполне сознательным ожиданием, что вот сейчас кто-то (в нашем случае коуч) возьмет ответственность за его жизнь или бизнес. И тогда все изменится. Результаты станут другими. И коучу стоит серьезных усилий растолковать, что он здесь для другого, для организации процесса, а результат придется выдавать самому клиенту.
Или другой пример: когда начинающий коуч – в прошлом или даже в текущем настоящем успешный предприниматель. Возможно, кто-то из вас замечал (вдруг это вы сами), как сложно тогда отказаться от ответственности за результат. Хочется всеми силами дотянуть или доподталкивать клиента до результата, которого он вроде бы так сильно хотел вначале. Коуч-позиция, коучинговое присутствие в этот момент отступают на второй план… Это уже не совсем коуч, а как будто «Тяни-толкай». Почему это происходит? Причина проста: из роли предпринимателя этот человек привык принимать всю ответственность за результат (бизнеса, продаж, роста прибыли) на себя. Фокус на результате – его привычный паттерн.
Это только три примера. Три пары метапрограмм из нескольких десятков, на примере которых явственно видно, насколько различаются подходы коуча в работе с клиентом и предпринимателя в бизнесе.
Теперь – внимание! – вопрос: может ли тогда коуч, наращивающий свои компетенции (следование за клиентом, коучинговое присутствие с фокусом на процессе, осознавание) быть сильным предпринимателем? Ведь потребуются противоположные качества?
У меня для вас только хорошие новости.
Во-первых, что если посмотреть на эту задачку как на вызов? Что меняется?
Во-вторых, я вначале написала, что метапрограммы – это привычные подходы. А как известно, привычки можно менять.
В-третьих, кому как не коучу на собственном примере стоит поисследовать и проявить человеческую способность к развитию гибкости ума, к использованию разнообразных стратегий мышления и поведения, к «перепрошивке» себя в желаемом направлении.
Так что дело за вами!