Коучинг в психотерапии и работе с созависимыми и ПТСР (Анна Соколова).

Назад к списку

asokolova.jpg

Коучингу я начала обучаться, будучи практикующим психологом и немедицинским психотерапевтом, исследуя феномен созависимости. Коучинговый подход органично встроился в психотерапевтическую практику, обогатив терапевтический процесс и усилив результаты работы. Коучинговые вопросы нашли позитивный отклик у клиентов при работе с серьезными психотравмами, запросами, направленными на разрешение сложных жизненных ситуаций, семейных проблем и вопросами, касающихся взаимоотношений. 
Коучинг успешно сочетается с различными методами и направлениями психотерапии: в сказкотерапии удается создавать коучинговые сказки; использование коучинговых технологий усиливает когнитивно-поведенческий подход, позволяя увидеть сильные стороны личности; в схема-терапии дает возможность «прокачать» режим Здорового Взрослого; кататимно-имагинативгая психотерапия (символдрама) в сочетании с коучинговым подходом позволяют усилить эффект, заходя на невероятную глубину; терапия принятия и ответственности и коучинг имеют схожую «философию», расширяя и обогащая процесс терапии. 

Говоря о созависимости как о психическом образовании, которое проявляется на различных уровнях функционирования личности в рамках отношений с собой и другими. Созависимые отношения носят болезненный характер и негативно влияют на каждого из партнеров. Личность созависимого характеризуется незрелостью и слабой самооценкой, отсутствием доверия к себе, поведение созависимого включает в себя копинговые стратегии избегания, например ответственности и принятия решений. Когнитивные искажения связаны с нереалистичными требованиями к себе, другим людям и миру, а ценностно-смысловая сфера ориентирована на удовлетворение потребностей других, зачатую в ущерб собственным. Исследуя феномен созависимости и работая с данной группой клиентов, я поставила перед собой две задачи: встроить коучинговые технологии в терапевтический процесс и проводить «чистые» коучинговые сессии при различных запросах в рамках работы с созависимостью. Хочу обратить внимание на то, что работа по преодолению созависимости в рамках терапевтического процесса рассчитана на длительный период, примерно от 1,5 до 3-х лет, в зависимости от тяжести ее «симптомов».

 Что наиболее значимого удалось отметить в работе с созависимыми клиентами?

1. Вопрос ответственности в контексте созависимости является одним из ключевых: созависимости демонстрирую либо избегающие стратегии в принятии ответственности, например, винят в неудачах обстоятельства, других людей и пр., либо проявляют гиперответственность и склонны брать на себя ответственность за жизнь и здоровье другого взрослого, его настроение, состояние и пр. Коучинг позволяет возвращать ответственность за результат (сессии) клиенту, таким образом у клиент формируются навыки принятия ответственности.   
2. Клиенты с созависимостью часто демонстрируют нереалистичные ожидания от себя и других, выдвигая к себе завышенные требования, что неизбежно приводит к разочарованию в себе и эмоциональному и физическому истощению. Коучинговые вопросы направлены на реалистичную оценку возможностей и ресурсов клиента, что позволяет сформировать адекватные ожидания от себя, ценить свои возможности, реализуя свой потенциал.
3. У созависимых чаще всего выявляются ценности, навязанные кем-то. Коучинговые технологии позволяют обнаружить глубинные ценности, чтобы соединяться с ними и планировать действия с опорой на них, сохраняя приверженность целям.
4. Чаше всего созависимые склонны находиться в жертвенной позиции, имея глубинное убеждение о себе, как о никчемном и слабом. Стиль коучинга позволяет клиенту обратиться к своим сильным сторонам, меняя представления о себе.
5. Четки шаги и привязанность ко времени, позволяет создавать более реалистичное видение, что помогает реализовать намерение.
6. Способы подачи информации и то какой тон голоса возможно использовать в сессии, в зависимости от контекста, является важным аспектом в обучении коучей. На одной из сессий, работая в рамках темы созависимости, задав вопрос клиенту Что ценного забираете с собой?, я услышала ответ: «Я забираю ваш голос. Твердый, настойчивый и очень бережный. Как в книге Милтона Эриксона «Мой голос останется с вами», ваш голос останется со мной». 

Максимальная польза внедрения коучинговых технологий в терапевтический процесс, по моим наблюдениям, достигается при работе с клиентами с травматичным опытом. Работая в рамках экспозиционной терапии, сталкиваясь со сложными и болезненными чувствами и ситуациями, коучинговые вопросы помогают клиенту преодолеть эту ситуацию с позиции силы, открывая для себя свои сильные стороны. Данные выводы сделаны на основании обратной связи, получаемой от клиента. Например, при работе с травмой сексуального насилия, разбирая самый сложный эпизод, клиент дала следующую обратную связь: «То как вы ведете и вопросы, которые вы задаете позволили мне увидеть себя с сильной позиции, и это дает мне возможность по-другому воспринимать себя в той ситуации, более того, мне удалось увидеть никчёмность и слабость насильника, поднявшись над ситуацией». Помимо обратной связи клиента, основаниями для решения внедрения коучинговых технологий в терапию травмы являются телесный и эмоциональный отклик клиента в ответ на коучинговые вопросы: наблюдается снижение напряжения, появляется способность рассматривать ситуацию более гибко и глубоко, меняя отношение к опыту.

Коучинговый подход также показал высокую эффективность на завершающих этапах терапии, тогда, когда важным шагом для терапевта является помочь клиенту создать позитивное видение будущего, определив конкретные шаги и зону ответственности клиента, отметив их временную реализацию.

Значимым моментом, о котором практически никогда не говорится на обучающих курсах по травмафокусированной терапии, а также достаточно редко упоминается в обучающих пособиях данной тематики, это вопрос самочувствия самого терапевта. Коучинговое мышление позволяет иначе видеть клиента, укрепляя его ОК-позицию в восприятии терапевта, независимо от сопутствующих симптомов. Коучинговый стиль ведения сессии в травмафокусированном подходе позволяет терапевту снизить уровень эмоционального напряжения.  

В заключении хочу отметить, что внедрение коучинговых технологий в психотерапевтическом процессе было отмечено клиентами, особенно психологами. Некоторые из них вдохновились на обучение коучингу. Терапевтические сессии, по их словам, стали более воодушевленными, вопросы расширяли их видение, а тоны «волшебника-друга-мудреца», которые я стала применять более осознанно, способствовали наиболее глубинному видению вариантов решения вопроса. Клиенты отмечали подъем настроения после сессий, выполнение домашних заданий, предусмотренных программой психотерапии, ими осуществлялось с большим энтузиазмом. 

Важные и первые шаги по внедрению коучинговых технологий в моей практике уже осуществлены, на сегодняшний день мне удалось разработать протокол по работе с созависимым поведением, с опорой на коучинговые технологии; наиболее перспективным для себя отмечаю разработку протокола по ведению клиентов с ПТСР и КПТСР, привнося в существующие технологии коучинг на разные уровни и этапы психотерапевтического процесса. Важной опорой для реализации данного намерения является отклик клиентов, динамика и достигнутые результаты терапии.

Я искренне благодарна возможностям, которые дарит коучинг, расширяя и углубляя видение, создавая по-новому пространство для трансформаций.

Соколова Анна Викторовна, клинический психолог, КПТ/АСТ/CFT-терапевт, коуч, преподаватель.
http://psihologsokolova.ru 


Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...