Все публикации.
Штатный коуч – как сохранить приверженность и чистоту коуч-позиции? (Ольга Бычкова)
29 окт 2015
Профессия коуча – очень интересная, вдохновляющая и наполняющая энергией. Она окрыляет и дарит удовлетворение и клиенту, и коучу.
Большинство коучей на открытом рынке, работая с теми клиентами, которые выбрали их и «проголосовали рублем», находятся в состоянии глубокого удовлетворения, соединенности с собой и своей миссией.
Действительно, коучинг становится все более и более востребованным среди самых разных социальных групп. Его используют для решения задач во всех областях нашей жизни.
Наша молодая профессия – конечно, если сравнивать ее с классическими видами деятельности - начинает взрослеть, формализоваться и искать себя внутри компаний.
Теперь коучи – это не только те профессионалы, которые зашли в организацию на ограниченный срок, а потом ушли. Начинается процесс рекрутинга специалистов по коучингу «в штат».
Для всех нас - как для профессиональных коучей, так и начинающих - эта тенденция более чем позитивная. Я бы сказала, это признание нашей деятельности на очень высоком уровне – мы нужны, важны, мы влияем на процесс, бизнес сказал свое «За!» всерьез и надолго.
При этом, празднуя успех и достижения нашей профессии, очень важно посмотреть в глубину и увидеть те подводные камни, которые могут встретиться на пути корпоративного коуча. На что стоит обратить внимание в первую очередь? Как с самого начала быть готовыми к корпоративному формату взаимодействия со своими клиентами?
Можно ли быть одновременно коучем и наемным сотрудником? Я составила свой список вызовов, с которыми я столкнулась в процессе осваивания роли внутрикорпоративного коуча. Может быть, они будут полезны и вам. Прошу простить мне некоторую несерьезность – мне кажется, что непростые жизненные ситуации становятся приятнее, если их приправить щепоткой юмора.
1. Важно понимать – выбора нет. Ни у тебя, ни у твоих клиентов. Ну, или если по-нашему, коучинговому – есть самый наилучший выбор: создать доверительные и профессиональные отношения со всеми теми, кто потенциально будут твоими внутренними клиентами. А для этого нужно иметь мощную связь со своими ценностями и иметь в руками инструменты самовосстановления.
2. Коучинг – что за зверь? Не жди, что к твоим дверям выстроится очередь жаждущих приникнуть к живительному источнику созидательного мышления. Большинство сотрудников будут просто не знать, что такое коучинг, чем им будет полезен, и, самое главное, можно ли тебе доверять. Не будешь ли ты, о коуч, бегать с докладами к руководителю после каждой сессии. Я не буду говорить об обязательном следовании «Этическому кодексу коуча». Уверена, это априори базовое правило нашей профессии. Но при этом важно с самого начала дать понять и твоим клиентам, и их руководителям, что никакой обратной связи, никакой «характеристики на сотрудника» от коуча никто не получит. Интересно – спросите подчиненных сами. Только тогда через два-три месяца презентаций, ознакомительных встреч, бесед коллеги начнут действительно доверять и приходить с важными и серьезными запросами.
3. Срочное или важное? О Работе или о жизни? С самого начала стоит определить и огласить рамки выбора тем встреч: могут ли клиенты выбирать любые темы, или действуем строго в рамках контракта, заключенного на трехсторонней встрече с ним и его руководителем? Если что-то из светской жизни волнует и занимает мысли клиента на работе, отвлекая от тех обязанностей, которые он выполняет, имеет ли он право на сессии решить этот вопрос?
4. Кто я? Где я? Коуч – звучит гордо. И не совсем справедливо. Кроме роли коуча у тебя будет роль коммуникатора-переговорщика, администратора, руководителя проектов. И иногда бизнес-тренера. А изредка – и просто сочувствующего. Тут важно выполнять все роли, оставаясь в коуч-позиции – так как все твои контрагенты во всех остальных ролях уже завтра могут явиться к тебе в светлом образе клиента. И если ты в какой-то момент роли коуча изменил – будет весьма непросто ее вернуть, она измены не прощает.
5. И, внимание, самое важное – как это должно работать именно у нас? Позиция коуча в компании сейчас только появляется. Еще не существует четкого функционала, понятных проектов, явных границ влияния этих сотрудников. И тебе самому нужно понять, как это будет, а как нет. На что ты согласен, а на что нет. Какая форма работы действительно принесет максимальную ценность компании и ее сотрудникам. И именно тебе нести это знание в мир, стоять за него, рекрутировать его последователей и апологетов.
Путь этот извилист, а еще интересен, амбициозен и заманчив. И тут важно оставаться в ресурсе – на благо бизнеса, клиентов, собственного жизненного баланса. Что может с самого начала поддерживать коуча, выбравшего дня себя «бизнес-службу»?
1. Обязательно найди своего коуча. Это то, что будет поддерживать тебя в моменты, когда вызов, бросаемый корпоративной жизнью, будет казаться запредельным.
2. Продолжай вкладывать в коуч-позицию. Чем она ровнее, стабильнее, мощнее, ценностнее – тем легче тебе будет получать удовольствие от работы во всех ролях и задачах.
3. Участвуй в жизни других департаментов, интересуйся их жизнью – предлагай поддержку, командный и индивидуальный коучинг.
Я уверена, что все больше и больше компаний будут приглашать на работу внутренних коучей. Этот рынок сейчас формируется, но, возможно, уже скоро это станет общепринятой нормой. И мы с вами сможем обмениваться накопленным опытом и делиться нашими достижениями на этом поприще. И какой бы профессиональный путь вы не выбрали – я желаю вам успеха и новых вдохновляющих достижений!
Ольга Бычкова
г. Москва
профессиональный коуч ACC ICF
Штатный коуч Louis Vuitton