Коучинг, ориентированный на решения: истоки (Алексей Михальский)
25 апр 2018
Коучинг, ориентированный на решения
(Solution – Focused Coaching): истоки
Коучинг, ориентированный на решения включает в себя разные подходы, один из основных - краткосрочная терапия, ориентированная на решения - SFBT (Solutoin – Focussed Brief Therapy).
Чтобы более точно исследовать SFBT и узнать, в чем особенность данного подхода и как данный подход соотносится с коучингом, ориентированным на решение я решила обратиться с несколькими вопросами к Алексею Михальскому – клиническому психологу и системному семейному терапевту, который еще в 1996 году обучался SFBT у основателей, данного метода, позднее - у финского психотерапевта Бена Фурмана и у мастеров других направлений SFBT.
Как появилась краткосрочная терапия, ориентированная на решения - SFBT (Solutoin – Focussed Brief Therapy)?
Основателями SFBT являются Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и его коллегой и жена Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg). Интересно, что SFBT появилась как особый подход в психотерапии экспериментальным путем, в результате которого отбирались наиболее эффективные способы создания и усиления сотрудничества в осуществлении наилучших и быстрых желаемых изменений. Очень многое было привнесено в это направление из системной семейной терапии (например, циркулярное интервью), а также из методов работы с парами, т.к. изначально это был Центр краткосрочной семейной терапии. До сих пор SFBT используется в клиниках Британии, Америки, Финляндии как клинический метод, который используется в разных ситуациях, в том числе для работы с зависимостями. Это отличие от коучинга. С зависимостями коуч не работает.
Насколько велика свобода психотерапевта в этом подходе?
Нужно сразу заметить, что и внутри SFBT существует целая палитра подходов разделяющих общие принципы, но довольно различающиеся (оригинальная модель Милуоки (родной город де Шейзера),
лондонская (BRIEF), финская, Брюгге-модель). Психотерапевт может выбирать наилучший диалог с клиентом, свобода велика, хотя при этом есть абсолютно конкретные рекомендованные шаги и вопросы в беседе. Для психотерапевта в диалоге с клиентом характерна позиция не-знания, психотерапевт заново открывает клиента и это во многом схоже с коуч-позицией, готовностью следовать за клиентом.
Каковы же ключевые отличительные особенности SFBT?
Назовем основные:
1. Клиент как эксперт
Отношения психотерапевт и клиент строятся как партнерство, на равных. Интересно, что глубину исследования ситуации (запроса) в краткосрочной терапии, ориентированной на решение клиент определяет сам. Образно это можно представить, как шахматную партию, где клиент и терапевт играют на одной стороне против ситуации, с которой обратился клиент. Они в одной команде. Типы клиентов «Жалобщик», «Посетитель», «Покупатель» также здесь имеют место быть как и в коучинге. Кстати, тип «Посетитель» наблюдался в оригинальной модели SFBT до 90-х годов, сейчас - нет.
2. Позитивный и ресурсно-ориентированный диалог с клиентом
Психотерапевт поддерживает позитивный и ресурсно-ориентированный диалог с клиентом, произносит только ресурсные для клиента слова. Например, в BRIEF-модели как и в коучинге психотерапевт не обращается к проблемам вовсе, а сразу ведет разговор о желаемом будущем (запросе) через вопросы типа ”Каковы ваши самые оптимистичные надежды от нашей совместной работы?” Важно и то, что терапевт подмечает все самые маленькие, даже «гомеопатические» микроизменения в том, что сработало для клиента как ресурс для него.
3. Система работы через вопросы. Типы вопросов
Работа с помощью вопросов – общее, что объединяет этот подход с коучингом. Причем вопросы могут быть разного типа. В первую очередь - «чудесные» вопросы. Они считаются «жемчужиной» подхода SFBT. «Представьте, что чудо произошло и проблема решена…». В коучинге, ориентированном на решения также уделяется большое значение таким вопросам, причем спектр таких вопросов еще шире, они имеют свою классификацию. К новым для коучинга типам вопросов можно отнести вопросы об изменениях перед встречей и вопросы, сфокусированные на выяснение способов, с помощью которых клиенту удалось пережить сложные ситуации. И это не случайные, а системные вопросы.
4. Алгоритм работы с клиентом. Ход сессии.
В SFBT существует отработанный на практике алгоритм работы с клиентом во время сессии, также как и в коучинге. Экспериментальным путем отбирались только те вопросы, которые максимально ведут к изменениям. Сравнивая этот алгоритм с шагами коучинговой беседы, можно сказать, что они отличаются. Так, например, психотерапевт может использовать прямые комплименты, похвалу, воодушевление клиента с целью вывести коммуникацию на позитивный уровень. Это своего рода обратная связь силы и надежды. В коучинге коуч не дает оценки, в том числе и позитивной, предоставляя только обратную связь через такую компетенцию как прямое общение.
5. Домашние задания. Работа между встречами.
Домашние задания от терапевта выглядят скорее как приглашение клиенту принять участие в эксперименте. На этот случай у психотерапевта есть целая система поддержки между встречами, в том числе домашние задания, которые могут носить даже парадоксальный характер. Стив де Шейзер говорил: «Не я работаю, работает клиент». И это важная позиция передачи ответственности как и в коучинге самому клиенту.
Насколько идеи Милтона Эриксона применяются в SFBT?
Наследие Милтона Эриксона очень широко применяется, особенно позитивные ресурсные слова в коммуникациях психотерапевта с клиентами, а также принципы Милтона Эриксона, осознание того, что клиент сам является экспертом, который знает, как работать со своей ситуацией, но нуждается в поддержке, чтобы увидеть и открыть это знание.
Таким образом, SFBT представляется мне как метод надежды и оптимизма, направленный в будущее как и коучинг. Многие основы этого метода мы находим в коучинге, ориентированного на решения. Как для коуча, специализирующегося на семейном коучинге и коучинге для родителей для меня полезно было узнать, что SFBT очень успешно используется также при работе с семейными парами, с детьми примерно с 8-9 летнего возраста, в некоторых случаях и раньше, с ситуациями где коучинг не работает. Также эту технологию отличает эффективность и быстрота изменений. И большое значение как и в коучинге имеет личность самого психотерапевта.
Я сердечно благодарю Алексея Михальского за этот диалог, наполненный профессионализмом и приверженностью выбранному направлению!
________________________________
Интервью у Алексея Михальского взяла Наталья Клеймюк:
Наталья Клеймюк – ведущий тренер Международного Эриксоновского университета коучинга, кандидат педагогических наук, профессиональный коуч.
Алексей Михальский – клинический психолог, системный семейный терапевт, руководитель научной группы "Когнитивная наука в образовании" МПГУ, кандидат педагогических наук, автор научных статей и книг, в том числе «SFBT Ориентированная на решение краткосрочная терапия», «Психология конструирования будущего». SFBT обучался у его основателей — Insoo Kim Berg и Steve de Shazer.