icon

Корзина

Все публикации.
555555555

Коучинг, ориентированный на решения: истоки (Алексей Михальский)

25 апр 2018

istoki.jpg

Коучинг, ориентированный на решения 
(Solution – Focused Coaching): истоки

Коучинг, ориентированный на решения включает в себя разные подходы, один из основных - краткосрочная терапия, ориентированная на решения -  SFBT (Solutoin – Focussed Brief Therapy). 

Чтобы более точно исследовать SFBT и узнать, в чем  особенность данного подхода и как данный подход соотносится с коучингом, ориентированным на решение я решила обратиться с несколькими вопросами к  Алексею Михальскому – клиническому психологу и системному семейному терапевту, который еще в 1996 году обучался SFBT у  основателей, данного метода,  позднее -  у  финского психотерапевта Бена Фурмана и у мастеров других направлений SFBT.

Как появилась краткосрочная терапия, ориентированная на решения -  SFBT (Solutoin – Focussed Brief Therapy)?

Основателями SFBT являются Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и его коллегой и жена Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg). Интересно, что SFBT появилась как особый подход в психотерапии экспериментальным путем, в результате которого отбирались  наиболее эффективные способы создания и усиления сотрудничества в  осуществлении наилучших и быстрых желаемых изменений.  Очень многое было привнесено в это направление из системной семейной  терапии (например, циркулярное интервью),  а также из методов работы с парами, т.к. изначально это  был Центр краткосрочной семейной терапии. До сих пор  SFBT используется в клиниках Британии, Америки, Финляндии как клинический метод, который используется в разных ситуациях, в том числе для работы с зависимостями. Это отличие от коучинга. С зависимостями коуч не работает. 

Насколько велика свобода психотерапевта в этом подходе?

Нужно сразу заметить, что и внутри  SFBT существует целая палитра подходов разделяющих общие принципы, но довольно различающиеся (оригинальная модель Милуоки (родной город де Шейзера),
лондонская (BRIEF), финская, Брюгге-модель). Психотерапевт может выбирать наилучший диалог с клиентом, свобода велика, хотя при этом есть абсолютно конкретные рекомендованные шаги и вопросы в беседе. Для психотерапевта в диалоге с клиентом характерна позиция не-знания, психотерапевт заново открывает клиента и это во многом схоже с коуч-позицией, готовностью следовать за клиентом.

Каковы  же ключевые отличительные особенности SFBT?

Назовем основные:

1. Клиент как эксперт
Отношения психотерапевт и клиент строятся как партнерство, на равных.  Интересно, что глубину исследования ситуации (запроса) в краткосрочной терапии, ориентированной на решение клиент определяет сам. Образно это можно представить, как шахматную партию, где клиент и терапевт играют на одной стороне против ситуации, с которой обратился клиент. Они в одной команде. Типы клиентов «Жалобщик», «Посетитель», «Покупатель» также здесь имеют место быть как и в коучинге. Кстати, тип «Посетитель» наблюдался в оригинальной модели  SFBT до 90-х годов, сейчас - нет.

2. Позитивный и ресурсно-ориентированный диалог с клиентом
Психотерапевт поддерживает позитивный и ресурсно-ориентированный диалог с клиентом,  произносит только ресурсные для клиента слова. Например, в BRIEF-модели как и в коучинге психотерапевт не обращается к проблемам вовсе, а сразу ведет разговор о желаемом будущем (запросе) через вопросы типа ”Каковы ваши самые оптимистичные надежды от  нашей совместной работы?” Важно и то, что терапевт подмечает все самые маленькие, даже «гомеопатические» микроизменения в том, что сработало для клиента как ресурс для него.

3. Система работы через вопросы. Типы вопросов
Работа с помощью вопросов – общее, что объединяет этот подход с коучингом. Причем вопросы могут быть разного типа. В первую очередь  -  «чудесные» вопросы. Они считаются «жемчужиной» подхода SFBT. «Представьте, что чудо произошло и проблема решена…». В коучинге, ориентированном на решения  также уделяется большое значение таким вопросам, причем спектр таких вопросов  еще шире, они имеют свою классификацию. К новым для коучинга типам вопросов можно отнести вопросы об изменениях перед встречей и вопросы, сфокусированные на выяснение способов, с помощью которых клиенту удалось пережить сложные ситуации. И это не случайные, а системные вопросы.

4. Алгоритм работы с клиентом. Ход сессии.
В  SFBT существует отработанный на практике  алгоритм работы с клиентом во время сессии, также как и в коучинге. Экспериментальным путем отбирались только те вопросы, которые максимально ведут к изменениям. Сравнивая этот алгоритм  с шагами коучинговой беседы, можно сказать, что они отличаются. Так, например, психотерапевт может использовать прямые комплименты, похвалу, воодушевление клиента с целью вывести коммуникацию на позитивный уровень. Это своего рода обратная связь силы и надежды. В коучинге коуч не дает оценки, в том числе и позитивной, предоставляя только обратную связь через такую компетенцию как прямое общение. 

5. Домашние задания. Работа между встречами.
Домашние задания от терапевта выглядят скорее как приглашение  клиенту принять участие в эксперименте. На этот случай у психотерапевта есть целая система поддержки между встречами, в том числе домашние задания, которые могут носить даже парадоксальный характер. Стив де Шейзер говорил: «Не я работаю, работает клиент». И это важная позиция передачи ответственности как и в коучинге самому клиенту.

Насколько идеи Милтона Эриксона применяются в SFBT?

Наследие Милтона Эриксона очень широко применяется, особенно позитивные ресурсные слова в коммуникациях психотерапевта с клиентами, а также принципы Милтона Эриксона, осознание того, что клиент сам является экспертом, который знает, как работать со своей ситуацией, но нуждается в поддержке, чтобы увидеть и открыть это знание.

Таким образом, SFBT представляется мне как метод надежды и оптимизма, направленный в будущее как и коучинг. Многие  основы этого метода мы находим  в коучинге, ориентированного на решения. Как для коуча, специализирующегося на семейном коучинге и  коучинге для родителей для меня полезно было узнать, что SFBT очень успешно используется также при работе с семейными парами,  с детьми примерно с 8-9 летнего возраста, в некоторых случаях и раньше, с ситуациями где коучинг не работает. Также эту технологию отличает эффективность и быстрота изменений. И большое значение как и в коучинге имеет личность самого психотерапевта. 
Я сердечно благодарю Алексея Михальского за этот диалог, наполненный профессионализмом и приверженностью выбранному направлению!

________________________________

Интервью у Алексея Михальского взяла Наталья Клеймюк:

Наталья Клеймюк – ведущий тренер Международного Эриксоновского университета коучинга, кандидат педагогических наук, профессиональный коуч.

amihalskiy.jpg
Алексей Михальский
 – клинический психолог, системный семейный терапевт, руководитель научной группы "Когнитивная наука в образовании" МПГУ, кандидат педагогических наук, автор научных статей и книг, в том числе «SFBT Ориентированная на решение краткосрочная терапия», «Психология конструирования будущего».  SFBT обучался у его основателей — Insoo Kim Berg и Steve de Shazer.