Партнерство в бизнесе и в жизни: любовь и/или уважение (Ирина Кадочникова)

Назад к списку

ikad_vcv.jpg
Как часто вы слышите слово «любовь»?
Согласитесь, зачастую мы слышим слово «любовь» совершенно в разных контекстах: в социальном – как любовь к людям, к друзьям, в семейном – как любовь к близкому: муж, жена, дети, родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, в организационном – как любовь к коллегам, руководителям, партнерам по бизнесу, в личностном – как любовь к себе. Это явление размывает само понятие любви, может подменяться совершенно другими эмоциями или явлениями и, как следствие, терять саму суть и ценность этого чувства. И одно из таких понятий, которое порой слипается с любовью, как бы растворяется в ней или заменяется – это уважение. Коучам особенно важно осознавать это, замечать и возвращать клиентам свои наблюдения для создания осознанности клиента, своей системы ценностей и потребностей, для возможности услышать себя, при желании что-то изменить в представлениях о себе и продвинуться к своим целям.

Чтобы понять как происходит слипание и что с этим делать, предлагаю разграничить эти 2 термина.

Любовь – чувство, подкрепленное эмоциями, привязанностью к кому-либо или чему- либо. И да, любовь – это естественная потребность человека, называемая также базовой или «корневой» ценностью. Это состояние, которое сопровождается энергией в теле. И эта энергия может быть как конструктивной, ресурсной для человека, так и нет, в зависимости от ситуации, направленности и контекста применения этой энергии.

Уважение – позиция одного человека по отношению к другому, принятие другого человека как целостного, признание его достоинств, философии и принципов жизни, верований, системы ценностей. Уважение к личности дает ощущение защищенности личных границ, свободы выбора и возможность раскрытия личностного потенциала.

Уже на уровне разграничения понятий вы можете заметить, что проявление уважения в сторону личности может трактоваться как любовь, причем как проявляющей, так и получающей стороной. А любовь может совсем не сопровождаться уважением. 

Как же это происходит?
Для наглядности ответа на этот вопрос я возьму 3 разные ситуации, демонстрирующие отношения.


Отношения в компании 

Есть компании, в которых о любви не говорят вообще, а есть компании, где люди постоянно признаются друг другу в любви. И для одного человека будет комфортно в одной, а для другого в другой. 

Почему? Если в жизни человека есть другие отношения, то ему может быть важно сохранить энергию любви для более узкого круга людей. Если этих отношений нет, то ему может быть важно получить эти эмоции от более широкого круга людей. Есть люди, которые скептически относятся к словам, а сверяются по действиям или проявлениям. Как следствие, сами тоже о любви редко говорят. Есть люди, которым важно, чтобы им говорили о любви, и не важно, что чувствует другой человек на самом деле. Они могут использовать слово «любовь» как способ обращения на себя внимания других людей или для формирования своего имиджа. За каждым проявлением стоит своя потребность личности. Исходя из потребности формируются мысли, чувства и проявления во вне каждого сотрудника. Не зависимо от его должности.  Люди влияют друг на друга своими проявлениями или не проявлениями во вне, когда говорят и когда молчат, на вербальном, невербальном и паравербальном уровнях.

Если же говорить о компании в целом, то есть компании, которые считают, что личных отношений на работе не должно быть. Это мешает взвешенным решениям, безоценочности с людьми, отвлекает и влияет на эффективность работы. А есть компании, которые считают, что личные отношения помогают повышать уровень энергии, создают больше внутренней конкуренции, как борьбы за чью-то любовь, и способствуют этому. Проявления могут быть очень разными и определяются культурой организации и нормами организационного поведения. 

Главный вопрос в том, как эти нормы соотносятся с проявлением уважения к личности?  И здесь можно исследовать ряд вопросов: Какое влияние оказывает компания на человека? Как влияет окружение на самого сотрудника? Как соблюдаются личные границы человека? Как часто они растворяются компанией? Как раскрывается потенциал человека в компании? Если человек не согласен, как он может проявить несогласие? Может ли он быть в согласии со своей системой ценностей и при этом продвигаться в компании? Ощущает ли он свою индивидуальность, уникальность? Может ли ответить, в чем она? 

И важно понимать: что хочет организация от человека? Что она может дать человеку? Что хочет от организации сам человек? Что готов он дать? Это проявления любви, уважения, а может и то, и другое?

Приведу пример из коуч-сессии с клиентом, трансформирующим выводом в которой было: «Мне не нужно, чтобы меня любили на работе, я хочу, чтобы меня уважали и проявляли это уважение». У каждого в исследовании будет свой вывод.


Отношения в паре

Давайте сразу договоримся о том, что говоря о паре, мы будем иметь ввиду отношения двух любящих друг друга людей. А значит, испытывающих чувство любви, эмоции, видящих значимость для себя в присутствии в своей жизни другого человека. Отношения в паре всегда более глубокие, чем отношения в компании. И это как раз создает еще больше вопросов в проявлениях уважения к другому человеку, к партнеру. Ведь, человек может иметь свое мнение, свои желания, свои потребности. У него есть свобода выбора своего пути. У него своя система мышления, отличная от партнера, потому что он, как и любой человек, уникален. И требуется много приверженности, чтобы помнить об этом и проявлять уважение. Благодаря проявлению уважения формируется и усиливается доверие. И если уважения не проявляется – отношения становятся хрупкими. Зато подкрепляя любовь уважением мы создаем надежность. 

И здесь важно каждой стороне найти ответы на вопросы: Как я чувствую любовь? Как я чувствую, что меня любят? Как я проявляю любовь? Как мой партнер чувствует, что его любят? Каких проявлений ему не хватает? Что я могу дать еще? Как я чувствую, что меня уважают? Где мне не хватает уважения? Как я могу создать диалог и договоренности с партнером? Как мой партнер понимает, что его уважают? Что ему может мешать чувствовать уважение? Что я могу делать по-другому, чтобы уважение было?

А может ли быть уважение без любви? Думаю, что ответ вы знаете. Конечно, да. Профессиональные партнерские отношения. То, что иногда называют профессиональной любовью, а на самом деле является уважением к партнеру.


Отношения с детьми

Здесь тоже надо сразу договориться о том, что в отношениях с детьми мы будем говорить о проявлениях родителя, как взрослого человека, способного осознавать свои чувства, мысли и действия. И мы будем брать родителя, как любящего своего ребенка. Каждый человек может совершать ошибки, испытывать сомнения, быть не в согласии с собой. Особенно при многозадачности, больших нагрузках и в ситуации неопределенности. Это не говорит о его не любви к ребенку, а всего лишь означает, что родителю пора позаботиться о себе, о своем состоянии: физическом, эмоциональном, ментальном, духовном. Вернуться в состояние целостности, и затем продолжить общение с ребенком. Родитель научает ребенка быть в состоянии любви через проявления своей любви. И есть еще один не мене важный аспект: потенциал ребенка раскрывается, если к нему проявляют уважение, как к личности. Встречали людей, которые не знают, что они хотят? А тех, кто не может принять решение? А кто не замечает своей уникальности? Обезьяна от большой любви может задушить своего ребенка. Слышали высказывание людей: «я задыхаюсь от его/ее любви»? Это не про уменьшение или увеличение любви, не про то, что любить или не любить плохо или хорошо. Это про уважение. Как и в партнерстве, к мнению, желаниям, потребностям. К свободе выбора своего пути. Это принятие системы мышления, отличия от характеров родителей или наоборот схожести, принятие уникальности ребенка. И требуется также много приверженности, чтобы сменить фокус с тотального контроля на проявление уважения к личности ребенка. «Хочется защитить», – скажет почти каждый из родителей. Вопрос в том, что защитить можно, только научив быть сильным.

Родителю важно найти ответы на вопросы: Что я создаю, проявляя себя тем или иным образом? А что хочу создать? В чем я вижу уникальность моего ребенка? Что хочет мой ребенок? Что ему важно, учитывая его возраст, пол? Что зависит от меня в наших отношениях? Что не зависит? В чем важно отдать выбор ребенку? В чем ему нужна поддержка? Как я могу способствовать обретению веры в себя ребенка?  

Подводя итоги выше написанного, хочется еще раз обратить внимание на важность разделения понятий любви и уважения, важность соотнесения каждого из них с разными областями жизни, важность исследования себя, своих представлений о любви и уважении, потребностей в них, влияния на свою систему жизни, самореализацию.
Когда мы отвечаем на вопросы, мы получаем представление о своем видении ситуации. Когда мы создаем диалог, слушаем человека, мы можем услышать о его представлении. А дальше вопрос выбора: не обратить внимания на точку зрения другого, думая о своей правоте, доказывать свою точку зрения, полностью принять сторону другого, снять с себя ответственность, или попытаться создать договоренности, что-то прояснить, в чем-то разделить ответственность, учиться вместе проявлять уважение и быть в партнерстве друг с другом. А что хотите Вы?


Ирина Кадочникова,
Кандидат экономических наук, магистр социологии
Профессиональный Коуч Сертифицированный Международной Федерацией Коучинга - PCC ICF
Ведущий тренер Международного Эриксоновского Университета Коучинга 
Сертифицированный ментор и сертифицированный супервизор – ССЕ ICF



Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...