Нейронаука в коуч-позиции (Александра Архангельская и Елена Ефимова)

Назад к списку

neiro.jpgНейронаука (нейробиология) - область науки, которая посвящена изучению нейронных процессов. Это одна из наиболее быстро и активно развивающихся в последние десятилетия отраслей науки. Навык применять достижения нейронауки в коучинге позволяет лучше понимать себя и своего клиента. Он помогает глубже погрузиться в коучинговый процесс и создает возможность достижения наилучших результатов  работы. 
В данной статье мы решили рассмотреть с позиции доступных результатов исследований нейронауки, что происходит, когда коуч находится в коуч-позиции, как можно развить навык входить в это состояние и его поддерживать.

Опорные элементы и определение коуч-позиции
Коуч-позиция состоит из следующих элементов:
● Способность безоценочно принимать клиента
● Быть уверенным в том, что клиент имеет все ресурсы и возможности
● Проявлять искренний интерес к тому, чтобы клиент достиг своего результата
● Быть совершенным  «зеркалом», которое отражает реальность клиента


Описание этого состояния похоже на описание загадок Вселенной, - сколько задумывающихся, столько и версий. Коуч-позиция - это способность «обнулить собственное “Я”». Это умение слушать своего собеседника из нейтральной позиции, как будто у него не существует ни своего жизненного опыта, ни своего личного мнения по рассматриваемому вопросу. 


Коуч в коуч-позиции становится своеобразным зеркалом,  отражающим мир своего коучИ. Зеркало ведь не имеет собственного “Я”, верно?  Его предназначение в том, чтобы показывать миру то, что попадает в его поле отражения.  Абсолютная и безоговорочная вера в своего клиента и его картину мира, в безграничность возможностей, его максимальная заинтересованность в динамике - дополнительные атрибуты, которые сопровождают коуча. 


На первый взгляд всё просто, не так ли? Совокупность этих составляющих образует идеальную коуч-позицию - состояние полного и безоценочного принятия своего клиента. При этом коуч-позиция - это один из самых сложных процессов сессии. С этим согласятся и начинающие мастера, и гуру коучинга. Ведь совершенствованию нет пределов.


Когда мы выходим из этого состояния, мы теряем способность присутствовать в одном измерении с клиентом. Наш мозг начинает погружаться в собственные эмоции, включаются реакции “бей-беги”. В этот момент слышишь себя, свои страхи и свои сомнения, смотришь только из своей картины мира, не допускаешь альтернатив и других возможностей, и совсем забываешь про своего коучИ. Собственные границы картины мира создают ригидность и форматируют восприятие. Это моменты, когда привычный ответ "на автомате" вытесняет осознанный выбор. Еще одним проявлением выхода из коуч-позиции являются сравнения со своей картиной мира и своим опытом, непрошенные советы. Это ведёт к оценочному восприятию и мешает слышать.  Что же делать?
Давайте “нырнём” поглубже и посмотрим, что происходит на уровне деятельности мозга.

 
Физиология коуч-позиции 
Чтобы разобраться в этом, найти ответы на вопросы, предлагаем вам небольшую экскурсию в нейрофизиологию. Давайте попробуем понять, какие процессы в нашем мозге “включают” коуч-позицию, а какие - препятствуют нам её поддерживать.
Пойдём от противного. Под “противным” мы не имеем в виду ни коуча, ни клиента :)). Рассмотрим, что же не дает нам находиться в коуч-позиции, что мешает нам быть тем самым бесстрастным зеркалом. Обратите внимание, - здесь прозвучало слово “бесстрастный”. Стать бесстрастными нам не позволяют наши собственные эмоции, смещение фокуса внимания на наш личный опыт, наши личные проекции и неспособность целостно и безэмоционально принимать картину мира клиента.

Значит, нужно взять эмоции под контроль. Они живут в  нашем эмоциональном мозге, вернее в лимбической системе. Там, где главный управленец, начальник, если хотите, Амигдала. Да, да, то самое миндалевидное ядро, которое является центром сравнения, статусности, страха и стресса. Мы уже упоминали его в нашей предыдущей статье «Нейронаука “волшебства” в коучинге».

Амигдала в процессе эволюции своими автоматическими реакциями “бей-беги-замри” обеспечивала нам возможность сохранить свои гены и передать их дальше. Шли века, тысячелетия, мир изменился, а реакции нашего эмоционального мозга остались прежними. В нас идет вечный внутренний диалог сравнения “я и другой”, попытки приложить свой личный опыт к ситуации клиента, втиснуть его в свою картину мира, вместо того, чтобы принимать картину мира другого. Личные проекции и ассоциативные связи могут уводить нас из мира клиента в наши собственные “дебри”, наши личные ограничивающие убеждения и суждения. Это нормальная реакция эмоционального мозга. Она мешает нам включить осознанность и “включиться” в коучИ. 
Какой отдел мозга поможет нам взять нашу лимбическую систему под контроль, сфокусировать всё внимание на клиенте, смотреть из его картины мира, слушать и слышать визави, распахнуть пределы собственных рамок и ограничений?

Этот отдел - наш личный CEO - наша ПреФронтальная (или лобная) Кора (ПФК). ПФК - это именно то, что делает нас людьми, то, что отличает нас от мира млекопитающих. Это тонкий слой цивилизации над нашей биологией.  У неё много функций. Для коуч-позиции полезны следующие: 
● Способность фокусировать внимание
● Эмоциональная регуляция, волевой контроль
● Управление импульсами, суждениями
● Коммуникация


Ещё она отвечает за осознанность, мудрость. ПФК способна держать Амигдалу и весь наш эмоциональный мозг под контролем. Именно ПФК - тот отдел мозга, который отвечает за нашу способность находиться в коуч-позиции. Это тот отдел который нам поможет быть наилучшим коучем для своего клиента.
Так как же активировать ПФК и заставить свой мозг работать на себя, вернее на нужды своего коучИ?

Инструменты управления: Как мы можем поддерживать себя в коуч-позиции? Как можем осознанно работать над ней, возвращать себя в нее?
Для того чтобы взять под контроль наши собственные эмоции, импульсы, суждения, попытки сравнивать и прикладывать свой личный опыт к картине мира клиента, нам нужно держать в ресурсном состоянии нашу ПФК. Это не так просто. Дело в том, что она очень уязвима. ПФК является самым молодым отделом в мозге с точки зрения эволюции. Кроме того, процесс её формирования идёт минимум до 25 лет, но её созревание продолжается и после этого возраста.

Она расположена дальше всех отделов мозга от магистральных сосудов и потому наиболее чувствительна к гипоксии. ПФК довольно быстро устает: считается, что максимальное время ее эффективной работы - 1,5 часа. После этого ей необходим перерыв для отдыха и восстановления. Даже небольшой подсознательный стресс может нарушить её работу. 
Как нам позаботиться о нашей ПФК, как обеспечить ей ресурсное состояние, чтобы она могла помочь нам эффективно сопровождать нашего коучИ на пути к его цели?

Нам необходимо действовать в двух основных направлениях:
1. Защищать ПФК: повышать свою стрессоустойчивость и развивать ресурсность. 
2. Укреплять и развивать ПФК: повышать осознанность и использовать практики управления вниманием.

 neiro2.jpg


Как повысить свою устойчивость к стрессам через призму нейробиологии, - поговорим в отдельной статье. Сегодня речь о том, как нам поддерживать ПФК в ресурсе, укреплять и развивать ее. В первую очередь в этом нам поможет наш любимый нейромедиатор, который обеспечивает процессы мотивации,  вознаграждения и обучения - дофамин. Именно он способен стимулировать к работе нашу ПФК и помочь ей реализовать свои функции.
Поэтому нам стоит позаботиться о том, чтобы включить дофаминовые пути в мозге. Для этого надо научиться осознанно их активировать. Как мы можем это сделать? Есть три основных канала воздействия на ПФК - через тело, через эмоциональный мозг и путём непосредственной стимуляции ПФК через духовные практики и/или медитацию.

Тело в дело:
Кто занимается спортом, особенно, аэробными нагрузками, растяжкой, йогой замечают, что в процессе занятий им частенько приходят в голову прекрасные, даже “прорывные” идеи, инсайты. После занятий спортом появляется чувство эмоционального подъема и расслабления одновременно. Осуществляется это в первую очередь через активацию нейромедиатора дофамин в двигательных центрах головного мозга, что стимулирует ПФК. Плюс - мы добавляем ей кислорода благодаря аэробным нагрузкам или дыхательным практикам. Этим мы включаем ПФК, защищаем от стресса и повышаем ресурсность.

Эмоции в ход:
Зачастую мы «задвигаем в дальний угол» хобби, встречи с друзьями, другие дела, которые доставляют нам радость и удовольствие. А эти занятия также активируют дофаминовые пути.
Важно помнить, что сознательные отделы мозга зависят от эмоциональных отделов и эмоционального фона. И здесь речь идет прежде всего об уровне дофамина в лимбической системе, - в эмоциональном мозге.
Если мы «задвигаем» радости и удовольствия - > снижается уровень главного мотиватора в мозге (дофамин) - > ПФК слабеет - > мы становимся более уязвимы для стресса - > коуч-позиция слабеет.

Создавать положительный эмоциональный фон помогает метод поведенческой активации:
1. Записываем вещи, которые доставляют нам удовольствие и активно включаем их в свой график. Держим список под рукой.
2. Ставим себе т.н. «дофаминовый маяк» - заранее планируем радостное событие и ставим его в календарь.

В результате:
1) Ожидание радостного события оказывает гармонизирующее влияние на весь текущий день или неделю.
2) Предвкушение дает стабильность для нашего мозга, снижает его уязвимость.
3) Повышается активность и эффективность ПФК.
Отдельного внимания заслуживают ароматы. Они быстрее всего влияют на наш эмоциональный мозг, и… обходят наше сознание. Обонятельная система – одна из древнейших частей человеческого мозга. Среди всех наших чувств именно обоняние имеет уникальную связь с лимбической системой (эмоциональным мозгом). Она является ключевой частью наших эмоций и связана с нашим настроением, привычками и долгосрочной памятью. Хотим предостеречь: будьте аккуратны при работе с ароматами - они способны вызывать как положительные эмоции и состояния, так и негативные. Универсальной формулы в которой один запах работает для всех одинаково и с одинаковым результатом не существует. Здесь требуется весьма индивидуальный подход. Вы можете применять запахи, которые улучшают ваш эмоциональный фон непосредственно перед коуч-сессией. Это создаст дополнительный ресурс для вашей ПФК и укрепит вашу коуч-позицию.

Фокус на майндфулнесс:
Сегодня много говорят и пишут о различных благотворных результатах духовных практик, медитаций. Наука до сих пор не нашла ответов на многие вопросы о том, как работает мозг во время медитации. Пока вопросов больше чем ответов. Различные методы визуализации проясняют  нейронную основу медитативных практик. Нейровизуализация указывает на активное вовлечение префронтальной коры в процессе медитации.  Нейрохимические изменения, которые происходят в результате медитативных практик, затрагивают все основные нейромедиаторы. Таким образом, если у вас возникает вопрос поможет ли медитация более качественно держать коуч-позицию в сессии. Ответ однозначен - да.

Как же использовать медитацию для отработки навыков поддержания коуч-позиции? Существует два основных подхода - с помощью концентрации внимания (пассивная медитация) или воли (активная медитация). Отличаются не только методы, но и способы медитаций. Практикуйте, исследуйте, -  в современном мире существует множество информации о различных техниках. Попробуйте найти ту, которая работает наилучшим образом для вас. 

Другим способом активировать ПФК является дыхание. Что делать если осталось 30 минут до сессии, а  вы в “разобранном” состоянии? Или вас “вышибло” из коуч-позиции? Одним из вариантов может быть дыхательная практика с замедлением выдоха. Что происходит в нашем мозге когда мы дышим и замедляем выдох? Активизируется ПФК, стимулируется выработка дофамина в мозге. Это помогает взять под контроль Амигдалу - наш стресс центр. Как это проявляется? Вы получаете возможность безусловно принимать себя и других, быть любознательным, открытым, относится с уважением, беречь целостность и оперировать в рамках картины мира коучИ.

И в заключении:
мы хотели бы сказать, что идеальной коуч-позиции не существует. Существует то состояние, в котором вы можете максимально приблизится к ней. Многие процессы происходят в нашем мозге подсознательно, и мы не всегда можем их контролировать и управлять ими. Зато мы можем улучшить работу ПФК и укрепить тем самым свою коуч-позицию используя инструменты, которые мы  сегодня обсудили с вами.

Мы рекомендуем:
- Создайте образ вашей идеальной коуч-позиции, например сделайте со своим коучем сессию, чтобы найти её символ. Используйте его!
- Создавайте себе “дофаминовые маяки” (см.описание выше) и наполняйте свою жизнь радостными событиями, которые будут стимулировать ваш эмоциональный мозг;
- Создайте свой ритуал, запах, музыку которые помогают вам активировать ПФК, войти и поддерживать коуч-позицию;
- Занимайтесь спортом, аэробными упражнениями - это поможет вам легче входить и поддерживать коуч-позицию. Попробуйте 20 приседаний или отжиманий, как вариант быстрой активации ПФК;
- Дыхательные практики способствуют росту осознанности и лучшему управлению себя и своей коуч-позиции в сессии;
- Медитации, духовные практики, благодарность благотворно повлияют не только на вашу жизнь в целом, но и позитивно отразятся на ваших коуч-позиционных навыках;
- Здоровый образ жизни, любознательное, бережное и осознанное отношения к себе, клиенту, миру, развитие осознания и принятия - залог более глубокой коучинговой практике и богатой палитры восприятия.
Наш список рекомендаций и тезисы открыт к дополнениям. Мир даёт безграничное количество возможностей для поиска ваших собственных инструментов. Пробуйте, и да откроются ваши коучинговые уши!)

Список использованных ресурсов:
1. Холмс Боб. Вкус. Наука о самом малоизученном человеческом чувстве. Альпина Паблишер. М.: 2018.
2. Вячеслав Дубынин - Химия мозга. 12 лекций. https://www.youtube.com/playlist?list=PLYwQWc_AFjjQG2xpn3ORGRVrWgCdSA-iC
3. Роберт Сапольски “Биология добра и зла” Альпина нон фикшн. М.: 2019.
4. E. Mohandas. Neurobiology of Spirituality // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3190564/
5. Dr Peter Fenwick. The Neuroscience of Spirituality  // https://www.rcpsych.ac.uk/docs/default-source/members/sigs/spirituality-spsig/spirituality-special-i...
6. Когда «чужой» запах оказывается «своим» // https://www.nkj.ru/news/32110/
      


efimova_arhangelskaya.jpg
Мы, Елена Ефимова и Александра Архангельская, рады испытать, осознать, применить и поделиться знаниями о деятельности мозга во благо и для реализации намеченных целей. 

С наилучшими пожеланиями,
профессиональные коучи МЭУк
Александра и Елена

P.S. Будем рады вашим комментариям, мнениям и вопросам!



Назад к списку


Ближайшие
тренинги