Использование коучингового подхода в управлении бизнесом и командами (Елена Высоцкая)

Назад к списку

evysotskaya.jpg


Одной из наиболее часто встречающихся проблем собственников бизнеса или топ-менеджмента корпораций является то, что сотрудники не делают того, что хочет их руководитель. Причиной этого часто является то, что люди, которые работают не так, как хочет управленец или владелец бизнеса, просто не знают, как им работать. Очевидным становится тот факт, что директивные методы управления становятся неэффективными и возникает необходимость инвестировать в развитие команды, используя коучинговый подход. 

В данной статье описаны 5 стратегий менеджмента, которые при их совмещении с методами коучинга, позволят создать результативную команду и развить эффективность бизнеса.

1. Идентификация и определение целей компании

С большой долей вероятности почти каждый владелец бизнеса, глядя на результаты работы какого-либо из своих сотрудников, его рабочую этику или стиль коммуникаций ловил себя на мысли о том, как и почему он мог нанять такого сотрудника, далекого от его видения стиля работы.

Если такие случаи происходят в компании, это означает, что сотрудник не разделяет ценности бизнеса, либо несопоставим с командой по культурным, поведенческим или по каким-либо другим признакам. Возможно, это происходит по причине того, что в процессе найма не придается большого значения ценностям компании и их соответствия личным ценностям нанимаемого сотрудника. 

Ценности компании – критический элемент в системе лидерства собственника бизнеса или руководителя компании, так как они основываются на глубоком понимании сути и вере в основную бизнес идею. Для эффективного управления людьми ключевые ценности бизнеса, в первую очередь, должны быть определены и разъяснены – определение ключевых ценностей вдохновит сотрудников и позволит им понять, кто вы и что вы коллективно представляете как компания. Это также помогает сотрудникам увидеть самих себя внутри бизнеса, понять свою роль и что непосредственно они делают для развития бизнеса.


Вопрос лидера «Что важно для меня?» - может поменять направление деятельности для всей компании.
Коучинговый подход, применяемый в управлении бизнесом, помогает руководителям и собственникам компаний, прежде всего, идентифицировать их ключевые персональные ценности – а далее они могут стать чем-то большим для других людей.  
Если ключевая ценность определена, можно задать следующий вопрос - «Является ли моя ценность тем, что я хочу привнести в компанию?». Скорее всего, ответ на этот вопрос будет положительным, так как бизнес - это отражение ценностей собственника. Далее личную ценность следует транслировать в ценность компании и тогда это становится ключевой ценностью бизнеса.

Оптимальным будет определить 5-7 ключевых ценностей компании. При этом начинать следует с понимания 10-15 личных ценностей собственника бизнеса. 

Не все личностные ценности могут в последствии стать ценностями бизнеса, но большая их часть должна им соответствовать, иначе невозможно создать компанию, отражающую идею собственника. Невозможно вести за собой людей, если лидер не знает, что он хочет на самом деле и у него нет видения своего будущего. 
На данном этапе эффективной является работа руководителя с executive-коучем для определения ключевых ценностей и ответа на вопросы «Что по-настоящему важно для меня? Чего я хочу для своего бизнеса и для своей команды?».

2. Создание культуры команды

При размышлениях о культуре компании многие собственники бизнеса не представляют на самом деле, что из себя представляет корпоративная культура, как это связано с ценностями компании и почему это важно. 

Ценности компании создают фундамент корпоративной культуры, а именно стандартов того, как сотрудники должны себя вести и взаимодействовать друг с другом. Другими словами, корпоративная культура – это ценности собственника бизнеса в действии, при этом ценности должны быть внедрены во все бизнес –процессы.
Для того, чтобы создать хорошую команду сотрудников, которые работают в соответствии с целями собственника, необходимо иметь видение желаемой корпоративной культуры.

На данном этапе самостоятельно или при помощи работы коуча с менеджером должны быть найдены ответы на следующие вопросы:
- какую компанию вы хотите создать?
- какие ключевые ценности вашей компании?
- как вы хотите, чтобы сотрудники вели себя и взаимодействовали между собой?
- как вы можете регулярно вдохновлять сотрудников следовать корпоративной культуре?
- что можно изменить сейчас, чтобы приблизить компанию к ее ключевым целям?

При индификации и определении ценности компании, становится понятно, кто из сотрудников их разделяет, а кто нет и как в дальнейшем это отразиться на корпоративной культуре компании.

3. Создание систем и стандартов

Уникальный вклад каждого отдельного сотрудника может стать бонусом для бизнеса, но для воплощения целей компании бизнес-процессы и принципы должны быть стандартизированы в соответствии с разработанными системами и положениями. 
Системный подход позволяет понять, как бизнес - процессы будут реализованы шаг за шагом, а также предоставляют сотрудникам возможность делать их работу в соответствии с требованиями менеджмента и с предсказуемым результатом. 
Каждый бизнес должен иметь понятный описанный процесс для каждой из семи систем для того, чтобы команда достигала желаемых результатов - лидерство, маркетинг, финансы, менеджмент, клиентоориентированность, лидогенерация. 
Разработанные стандарты могут рассказать вашим сотрудникам, как им действовать, при этом делают ожидания понятными, позволяют работать лучше и получать больше удовлетворения от работы.

При разработке стандартизированного подхода к бизнес-системам на этапе работы коуча с middle-менеджментом и ответственными за разработку сотрудниками, полезно получить ответы на следующие вопросы:
• Как можно измерить прогресс в соответстывии с видением собственника?
• Как определяются возможности для роста и развития нашего бизнеса?
• Как происходит процесс мониторинга ключевых показателей бизнеса?
• Как создается запоминающийся опыт для наших клиентов?
• Как мы создаем, улучшаем и систематизируем функцию продаж?
• Как мы строим наш имидж и зарабатываем доверие клиентов?

4. Набор правильных сотрудников в команду 

Для каждого бизнеса очень важной является задача набрать правильных людей в команду. Часто компании нанимают сотрудников за те способности, которыми они уже обладают, благодаря прошлому опыту и навыкам. Вместе с тем, если в компании не утверждены бизнес-процессы, не определены ценности и корпоративные стандарты, новые сотрудники могут привнести привычки и стиль работы, которому они научились на прошлом месте. 
На этапе набора персонала очень важным является рекрутинговый процесс с элементами коучинга. При этом, чтобы найти правильного кандидата, нужно понимать, какие вопросы необходимо задать на интервью.
a) Необходимо точно понимать, какую позицию нужно заполнить - какие результаты и какую активность компания ожидает увидеть от сотрудника на данной позиции и как данная позиция вписывается в оргструктуру, которая поможет достичь бизнес-видения в среднесрочной перспективе.
b) Желательно создать индеальный профайл кандидата - какой уровень образования необходим,  желаемый опыт, специфические навыки и персональные качества. Как этот человек впишется в корпоративную структуру, сможет ли он достигнуть тех результатов, что от него ожидаются?
c) Для привлечения правильного кандидата необходимо использовать маркетинговые стратегии и думать в понятиях ценностей кандидата. Важным является найти ответ на вопрос «Какой тип личности будет процветать в нашей компании в нашей бизнес-культуре»?  
d) В процессе интервью необходимо задавать правильные вопросы с ориентацией на ценности компании, а не только на опыт нанимаемого сотрудника. Необходимо понять, какие вопросы в процессе интервью дадут более понятный портрет кандидата и выявят его ценности. Например, можно использовать следующие вопросы: 
• Расскажите,  о своем прошлом опыте работы в команде? Что помогло этому опыту стать успешным? (в случае, если ценностью бизнеса является коллаборация и командная работа).
• Что вы больше всего и меньше всего любите в вашей работе? и др.

5. Развивитие атмосферы высокой производительности

При понимании целей и видении бизнеса и корпоративной культуры компания уже будет иметь фундамент для создания системы менеджмента и правильной команды. Но если собственник бизнеса хочет, чтобы команда приносила максимальные результаты, необходимо разработать системы мотивации. 
В данном случае речь идет о предоставлении сотрудникам возможностей проявить себя – они должны увидеть, как их деятельность перерождается в цели компании. Людям нужна поддержка, направление и обратная связь - должно быть создано пространство для менторинга, коучиноговой работы, постановки личных целей и решения задач.

Направления развития команды могут быть следующими:
• организация регулярных встреч на 30-60 мин между сотрудником и прямым менеджером;
• обратная связь с сотрудником для понимания зоны развития и что уже получается хорошо;
• проведение коучинга для сотрудников, чтобы каждый из них держал в фокусе свои цели и цели компании (личные и профессиональные).

Сотрудник должен понимать, что он услышан, это вдохновляет и мотивирует. Обсуждение  текущей работы и выявление стратегии развития в рамках работы с коучем позволяет создать атмосферу удовлетворенности для сотрудников и их  вовлеченность в бизнес, что является выгодным и для компании, и для персонала. 

Развитие ориентированной на результат команды занимает время и часто этот процесс наталкивается на сопротивление – люди отказываются принимать участие в изменениях. Тем не менее, это необходимый процесс для построения бизнеса и правильной команды, создания атмосферы, построенной на доверии, когда  ваши сотрудники работают в соответсвии с вашими конечными целями. Результатом внедряемых изменений будет то, что впоследствии вы увидите, как ваши сотрудники и ваш бизнес меняют форму! 

Елена Высоцкая, выпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга
Подготовлено на основе материалов сайта https://www.emyth.com



Назад к списку


Ближайшие
тренинги