Руководитель, который задаёт вопросы: Миф о страшном Боге бизнеса (Елена Дёмушкина)
21 окт 2021
Всё больше и больше в современных компаниях звучит устойчивая задача для руководителей - учиться развивать свои команды и становиться ментором, наставником, коучем для своих людей. Не только сильным вдохновляющим лидером, ведущим за собой авторитетом, но и руководителем, который задаёт развивающие людей вопросы. Вопросы, которые приглашают людей думать и генерировать идеи, проявлять больше инициативы.
Эта задача для руководителей - новый вызов, и он требует определённой храбрости и дополнительного времени. В условиях неопределённости и меняющейся реальности срабатывают привычные сценарии и стратегии поведения. Кажется, что во времена космических скоростей необходимо реактивное жёсткое реагирование. Подобный стиль принятия решения и оправдан и ведёт часто к недальновидным краткосрочным решениям, прерывая процесс развития потенциала команды.
И здорово, когда в компании есть корпоративный университет, система оценки персонала и долгосрочная программа развития руководителей и сотрудников, то есть создана необходимая поддерживающая среда для развития. Но в большинстве случаев бывает по-другому.
Часто, бывая в сообществах предпринимателей и представителей бизнеса, я слышу требования к внешнему миру: «Бизнесу нужны конкретные инструменты, технологии, модели». Да, согласна. Но есть еще одна важная составляющая успеха – внутренний мир самих лидеров бизнеса, их осознанность и готовность меняться. Без этого внешние инструменты, технологии, модели не сработают.
⠀
Предприниматели и бизнесмены делают серьёзные «страшные лица», рассказывая друг другу как «непросто всё это» - рынок, законодательство, конкуренты, «команда не та» и т.д. Миф о страшном Боге бизнеса делает своё дело, раздуваясь на тревожности людей.
⠀
И лидеры бизнеса, как настоящие герои, которые способны выжимать из ситуации все по максимуму... из людей... и из себя в этой ситуации, выгорая, переставая верить в систему, людей, себя продолжают свой путь борьбы.
⠀
Потом возвращают себе своё самоощущение и силу через жёсткие решения, конфликты, допинг, усиливая тем самым чувство собственной вины и Бога бизнеса, превращая его из Бога Торговли Гермеса в Бога Войны Марса.
⠀
Бизнес делают люди. И свой бизнес делают люди, и чужой бизнес делают люди, и не бизнес с людьми делает всё то, о чем потом они делятся друг с другом «в кулуарах» приглушенными голосами...
⠀
Как часто я слышу от владельцев и руководителей: «Они должны», «Не интересно тебе, не хочешь работать на результат - заменим», «Либо с нами к единой цели, либо ты - балласт», «С ним невозможно, я устал от его выкрутасов, будем увольнять». «Это бизнес, мы делаем дело и ты либо в едином движении с командой, либо – уходи».
⠀
Знакомы вам подобные жёсткие убеждения и размышления уставших руководителей? Есть ли выход из этого бесконечного «колеса бизнес-Сансары», созданного мифом о страшном Боге бизнеса?
Есть, если вспомнить о том, что каждый руководитель и лидер обладает уникальным стилем управления и перевести фокус внимание на вопрос: «А что лично я хочу начать делать по-другому?»
Руководитель, который задаёт вопросы
Не секрет, что любой руководитель обладает критическим мышлением, как одной из основных компетенций, призванной анализировать, заранее просчитывать и нивелировать возможные риски.
Со временем эта практика даёт искажение в сторону ограничивающего мышления – держа фокус внимания постоянно на рисках, руководитель часто теряет способность вдохновлять команду и возвращать ей энергетические инвестиции, вложенные в дело. Люди выгорают. Выгорает сам руководитель. Важно развивать второе крыло управленческой мудрости – осознанность и видение великого будущего, умение оставаться в нём в периоды прохождения сильного флаттера.
Искусство задавать вопросы очень объемно как и разнообразные цели, ради которых эти вопросы задаются (манипулятивные, философские, созидательные, «сократовские», коучинговые и т.д.).
Начиная изучать и привносить коучинговые вопросы в диалог с командой и партнёрами, а именно: позитивно сформулированные, направленные в будущее и с фокусом на поиск решения, внутреннюю мотивацию и личную ответственность сотрудника, руководитель значительно расширяет палитру вопросов и зоны, куда он может их направить.
Вместо вопросов из мышления ограничений, направленных на поиск причин неудач, поиск виноватых, слабого звена и т. д, появляются вопросы из мышления изобилия, из роли руководителя, приглашающего людей к беседе, к качественно другому уровню диалога с целью поиска «золотой силы» команды, генерации идей сотрудниками и смелость предлагать их во благо общего дела.
Мне повезло с профессией, я работаю с теми руководителями, лидерами и управленцами, кто ищет новые инструменты, модели, стратегии не столько для развития бизнеса сколько для развития собственного мышления. Самое сложное - изменить собственные стратегии и убеждения.
⠀
Бизнес напрямую зависит от внутреннего состояния своего руководителя. Стрессы создают напряжение, мы быстро выгораем.
Работая со своим внутренним миром, руководитель начинает качественно по-другому влиять на успех своей команды. Как это происходит? Представьте, что ваша энергия созидания, сила мысли - это мощная река, которая питает и наполняет земли необходимой влагой для процветания. Иногда ваши мысли – запутанные, беспокойные и заблудившиеся во внутренних ограничениях создают «бобровые запруды», и свободное течение реки останавливается, происходит заболачивание. И многие земли перестают получать необходимую влагу в изобилии.
Именно внутренняя храбрость и способность честно взглянуть на собственные неработающие уже стратегии и ограничивающие привычки и убеждения - путь, пусть не единственный, но максимально эффективный для того, сделать движение своей созидательной энергии и мысли вновь свободным.
Вооружившись коучинговыми вопросами, принципами и самой технологией, руководители начинают перестраивать своё мышление на коучинговое мышление возможностей и формировать иную культуру компании, влияя не только на краткосрочный финансовый успех компании, но и долгосрочное здоровье их коллективов и, как следствие, стабильное развитие самой компании.
Парадокс, но сотворение мощного результата вовне всегда следствие мощного прорыва внутри. Нам это уже становиться крайне необходимым - новый уровень осознанности, который лежит в основе менеджмента служения - высшего пилотажа управленческого искусства. И коучинг в этом вопросе нам в помощь.
С чего начать разбирать «бобровые плотины»?
Руководители часто достигают успеха уже в процессе размышления. Когда в их мыслях есть ясность и они получают ответы на собственные вопросы, то все дело легко строится.
Начните с тихого диалога с собой и из состояния любви к себе.
Для того, чтобы канал коучинга открылся)).
Задайте себе вопрос:
1) «Если я смотрю на себя глазами своего наставника - во что он верит во мне?
В какую мою силу?»
2) и получив ответ, спросите себя:
«Каким я вижу себя через год, как лидер, руководитель, когда знаю какая сила есть во мне? И знаю, что есть наставник, который верит в меня?»
3) «Каким я хочу себя взрастить через год? Каким я себя вижу?
Каким самым наилучшим образом я могу туда двигаться? Из любви к себе, из уважения к своему опыту и жизни? Что мне нужно? Кто мне для этого нужен? Какая команда?»
4) И «Какая моя команда моей мечты? И что, если я посмотрю глазами мудрого наставника на ту команду, которая у меня есть? Какую силу я вижу в них? И что ещё я могу сделать для своей команды, чтобы она взлетела ещё выше? Как ещё выстроить диалог, чтобы стать для них действительно достойным настоящим ментором, наставником, лидером, руководителем и просто человеком?»
И если эти вопросы вам отзываются, то тогда добро пожаловать в коучинг.
Потому что коучинг – про людей, про общие цели и бесконечную работу мысли над собой, своим внутренним миром, своей трансформацией, про созидание, позитивные изменения, ваш личный успех и вклад в то общество, в котором мы живём.
Елена Дёмушкина, сертифицированный коуч PCC ICF, Executive-коуч, Бизнес- психолог, Ментор, Супервизор, Старший тренер, Международного Эриксоновского Университета коучинга, Член ICF.