Значимость обучения профессиональному коучингу для руководителя или топ-менеджера (Екатерина Исаенко).

Назад к списку

eisaenko.jpeg
В любой научной работе стоит начать с определений, чтобы говорить с читателем на одном языке, оперируя едиными терминами. Итак, что же такое коучинг, в чем его отличие от консультирования, менторинга, психотерапии?

Коучинг - это партнерская работа, нацеленная на эффективное достижение целей клиента (или коучи). Коучинг отличается от консультирования и менторинга за счет того, что коуч не находится в позиции эксперта, не дает советов, не учит клиента что ему нужно делать. Коуч исходит из уважения к картине мира клиента, из того что у клиента уже есть все внутренние ресурсы для того чтобы решить вопрос/прийти к поставленной цели. Коуч является профессионалом, который умеет слышать и задавать тонкие вопросы на верхних уровнях ценностей, задавать вопросы расширяющие, дающие энергию, расширяющие видение и дающие ресурс для движения к цели. 

Профессиональный коуч, работающий по стандартом международной ассоциации коучей ICF, четко следует профессиональной этике, своду правил регулирующих работу, поэтому 1) коуч оперирует исключительно коучинговыми методами и 2) для работы с блоком вопросов,  которые не могут быть решены с коучем (травмы, зависимости и тд) профессиональный коуч всегда порекомендует профессионала из другой области. Итак, от коучинг и психотерапия являются различными профессиональными деятельностями, работающими разными методами с разными вопросами. От консультирования и менторинга коучинг отличается тем, что предполагает партнерские отношения, отсутствие позиции эксперта, не предполагает советы и «правильные» варианты решения.

Зачем же руководителю больших команд изучать коучинг?

Перед руководителем зачастую стоит много вопросов: стратегия работы команды, формирование единого видения, мотивация сотрудников, объединение команды для достижения определенных KPI, работа с интересами и стейкхолдеров и команды.
В подходе Эриксоновского Коучинга мне нравится то, что это solution focused coaching, то есть коучинг направленный на поиск решения, на достижения результата. Это очень созвучно принципу can do approach, который я использую в работе, но мне нравится идея того, что есть инструменты, компетенции, техники, которые помогают сделать «can do» более экологичным для меня и для моей команды.

Каковы основные вопросы, стоящие перед руководителем команд, которые могут быть решены с использованием коучинговых инструментов, то есть зачем обучение коучингу нужен руководителю?  

1) Работа над достижением конкретного результата, выполнение корпоративных KPI:
Работа с контрактом на коучинговой сессии дает множество техник по определению конечного результата. Использовать аналогичные техники возможно и в процессах: выстраивание целей по SMART, проверка на экологичность и зону влияния, позитивная мотивирующая формулировка, оценка текущего и желаемого состояния по шкале 1-10.
Техника реверсивного или обратного планирования. Визуализировать конечный результат, необходимый для бизнеса и стейкхолдеров, и отматывая по шкале времени назад разбирать процессы и шаги, которые к нему привели.

2) Работа в режиме многозадачности:
Работа в ситуации стресса и в режиме многозадачности характерна для многих команд. Релевантным для таких ситуаций мне видится сочетание двухэтапного планирование и приоритезация: использование матрицы Эйзенхауэра с последующим ранжированием задач по значимости для команды, стейкхолдеров, бизнеса. Если размечать задачи, значимые для разных стейкхолреров процесса разными цветами можно балансировать процесс работы таким образом, чтобы равномерно распределялись усилия на цели, важные для разных сторон.

3) Работа с пониженной мотивацией:
• Потеря мотивации может быть связана со страхами: конфликта, начала работы, провала и неудачи, перекладыванием ответственности с себя. И со всеми этими страхами, влияющими на потерю мотивации, можно работать коучинговыми методами. Понимание и работа с 4 гремлинами-страхами коучинговыми методами может повысить мотивацию сотрудника: при страхе начать и мечтать - работа с образом будущего, с видением мотивирующей цели. Страх провала – отодвинуть негативный опыт прошлого, создать образ будущего, который будет сильнее чем страх прошлого.
• Работа с системой поддержки (практика «поддержка») – при низкой мотивации сотрудника можно провести мини коуч сессию и обсудить, что может поддерживать мотивацию и внутренний ресурс на работе для него при краткосрочном и долгосрочном планировании.
• Работа в технике стейкхолдеры, с проговариванием локальный тенденций, видения, выгода получателей, через это усиливая приверженность и мотивацию к работе над проектом.
• Работа с мотивационными словами, релевантными для каждого конкретного человека. Ведь есть разные мотивирующие слова и они могут быть разными для людей их разных поколений/культур/профессионального бекграунда.

4) Выстраивание стратегии работы команды:
• Коучинговые методы могут помогать разрабатывать стратегию работы команды. Так например «Колесо баланса» можно строить таким образом, чтобы кажлый сектор олицетворял рабочие сферы. В этом колесе все сферы работы определены исходя их целей компании, сферы сбалансированы по времени и затратам ресурса, который на них выделяется. Далее определяя какой результат нужен в каждой из этих отраслей на 10, какие для этого пункты надо реализовать.
• Техника Уолта Дисней для выстраивания стратегического плана, от видения до конкретных шагов по реализации и отработкой узких моментов.
• Работа с командными ценностями по пирамиде логических уровней и выход на общие командные ценности 

5) Брейнсторминг над сложной задачей:
В бизнесе зачастую не бывает правильных решений, а руководителю важно чтобы все представители команды могли найти решение сами, используя свои знания и экспертизу. В таких случаях могут помогать техники «совета без совета», например
• Техника стол менторов
• Техника три шляпы – интуиция, рацио и интеграция

Помимо конкретных техник уже само понимание и умение пребывать в коучинговой позиции дает огромный ресурс и потенциал лидеру: предпосылка позитивного мышления – то есть работа и движение «к» а не «от», уважение к картине мира других людей и вера в их внутренний ресурс, уверенность в наилучшем выборе в каждый конкретный момент., готовность к тому что у разных людей разная картина мира, разные ценности. 

Итак, в  VUCA реальности, где мы сейчас живем, когда по данным BCG более 10% компаний работают на «удаленке», старые методы контроля и управления командами перестают работать. Зато начинают работать другие – мягкие, не директивные. Коучинг дает руководителю множество инструментов для раскрытия внутренний потенциал каждого отдельного сотрудника и команды в целом. Для постановки целей, создания плана их достижения и выстраивания системы поддержки себя и команды на пути к достижению этих целей. Коучинг направлен на будущее на динамику, на движение вперед, на саморазвитие, что является очень важной опорой для лидера в современном меняющемся мире.

Екатерина Исаенко
Professional coach
Market & Business Intelligence Head, FMCG & Retail

LinkedIn: https://www.linkedin.com/in/ekaterina-isaenko-25030252/
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=1448514855
Instagram: Ekaterina Isaenko (@ekaterina__isaenko)


Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...