Разнообразие форматов коучинга (Инга Егорова)

Назад к списку

keramika.jpg
Я очень люблю разнообразие в жизни. Если его нет, то становится скучно, а скука убивает ощущение жизни. Поэтому у меня много увлечений, которые мне часто хочется как-то замиксовать, чтобы получить дополнительный эффект от такой синергии, ну и чтобы более эффективно использовать время. 

Так же случилось и с коучингом. За небольшое время своей коучинговой практики мне уже удалось попробовать несколько форматов:
1. Классический коучинг в виде беседы
2. Коучинг по скайпу 
3. Коучинг в вайбере, когда я писала вопросы, а клиент отвечал в виде аудиосообщений
4. Коучинг во время урока английского
5. Коучинг + керамика


Первые два формата довольно стандартные, а вот про последние три мне бы хотелось рассказать подробнее.

Коучинг в чате
Любопытно, что на основной работе я недавно начала переводить коучинговый чат-бот. Поэтому когда в один момент ко мне обратился потенциальный клиент с вопросом, можно ли сделать коучинг в чате, я недолго раздумывала. Это был хороший шанс протестировать еще один вариант. Клиент – молодая мама с двумя детьми, которой сложно выделить на сессию час непрерывного времени, поэтому на связь она выходила в свободные моменты и чаще всего отправляла ответы в виде аудиосообщений. 

Какие плюсы и минусы я для себя обнаружила:
Плюсы
+ У коуча есть время спокойно обдумать и, если нужно, отредактировать свой вопрос, а у клиента – ответ
+ Коучу намного легче сохранять коуч-позицию
+ Когда ответы клиента в виде аудио, то можно, как и в личном общении, отслеживать не только слова, но и то, что стоит за ними, а также состояние клиента
Минусы
- Коучинг слишком растянут во времени (у нас получилось больше 3 часов), что не совсем выгодно для коуча
- В таком режиме нет интенсивности сессии, когда в течение короткого времени все внимание клиента сфокусировано на конкретный запрос. Клиенту приходится раз за разом возвращаться к тому, что было сказано 10 или 20 минут назад, поэтому снижается эффективность сессии
- Нет взаимодействия на уровне личностей клиента и коуча, которое могло бы углубить сессию
Таким образом, я думаю, что такой формат вполне подходит как «разовая акция». Ну или, возможно, для клиентов в долгосрочном коучинге, когда клиент и коуч уже выстроили раппорт и доверие, и клиент хорошо знает процесс. 

Коучинг на уроке английского
Еще один мой эксперимент состоял в том, что я предложила своей клиентке, которой я преподаю английский, провести занятие по английскому в формате коучинга. То есть в течение урока-сессии мы обсуждали на английском языке ее запрос. Удалось соблюсти всю коучинговую стрелу. Запрос был, кстати, про более эффективное изучение английского.
Плюсы
+ Совмещение полезного с полезным
+ Английский язык более емкий и лаконичный, чем русский, что, на мой взгляд, позволяет еще больше «открывать» вопросы 
+ Поскольку занятие изначально ограничено по времени (1 час), то легче «держать» время, особенно на первых порах, когда коуч-сессии имеют обыкновение затягиваться
Минусы
- И коуч и клиент должны обладать довольно высоким уровнем английского (что в нашем случае было соблюдено)
- Поскольку язык неродной, то могут теряться какие-то нюансы и смыслы, съедается глубина
В целом, все остальное проходит как в классической коуч-сессии.

Коучинг + керамика
Когда я начала учиться искусству коучинга, то задалась  вопросом про то,  как я буду искать клиентов. В чем мое конкурентное преимущество? Как быть, если нас коучей так много, а опытных еще больше.
А еще я люблю иметь высокий КПД – рационально расходовать время и стремиться к синергии нескольких дел одновременно. Поэтому в какой-то момент у меня возникла идея попробовать объединить коучинг с лепкой керамики. Суть в том, что клиент одновременно работает над керамическим изделием (физически) и над своим запросом (умственно). Моя гипотеза состояла в том, что, когда ты занят творчеством, то мозг отвлекается и выстраивает меньше барьеров, чтобы не выдать какую-нибудь «чувствительную» информацию. То есть это должно облегчать раппорт и больше раскрывать человека.
Плюсы
+ Во время лепки немного снижается страх ответить что-то неправильно, рацио уходит на второй план
+ Коуч и клиент заняты совместным созиданием материального (кружка или тарелка) и духовного (трансформация и внутренние изменения). Создание керамики – как метафора создания нового и творческого в жизни, которая должна помочь «запустить» процесс жизненного творчества. Глина – податливый материал, который позволяет реализовать свою фантазию. Когда клиент спрашивает у коуча «А можно ли сделать это так/ сделать квадратную ручку/ а какой лучше цвет взять?», то неизменный ответ – «Ты можешь сделать, как захочешь. Это твоя кружка/тарелка». Здесь можно даже соблюсти принцип «коуч не дает советов» - в керамике тоже очень много пространства для творчества клиента.
+ Добавление керамического процесса позволяет «подписать» клиента на более долгосрочный контракт, так как для изготовления законченного изделия требуется как минимум 3 сессии. Таким образом, повышаются шансы достичь более заметных изменений. И из моего личного опыта клиенты начали замечать результаты в жизни.
+ Клиент получает 2 вида опыта и в любом случае уходит с каким-то результатом совместной работы коуча и клиента.
Минусы
- Коуч-сессия может быть длиннее, чем обычно
- Иногда сессия уже закончилась, а керамический процесс еще нет. В итоге получается, что клиент отвлекается от своего запроса, от шагов, на которые он решился, или может не суметь сохранить состояние или мотивацию, которые были результатом коуч-сессии
- Когда ты одновременно мастер по керамике и коуч, сложнее сохранить коуч-позицию, чем когда вы беседуете в более-менее формальной обстановке классической коуч-сессии
- Коучу нужно много учесть и сделать много дополнительных действий (покупать глину и глазури, относить работы на обжиг, немного «корректировать» работы клиентов, пока он сохнут и т.д)
- Клиенты с удовольствием соглашаются на такой формат. И у меня иногда закрадывается подозрение, что приходят больше за лепкой, чем за коучингом, что тоже ок)

Из описанных вариантов последний, как мне кажется, самый жизнеспособный. И он более интересен для меня лично. Поэтому если будет возможность, я буду его развивать наряду с классическими коуч-сессиями. Кроме того, со временем можно подумать про развитие в смежной области – арт-терапии. И еще одной интересной областью для меня была бы танцевальная терапия, поскольку она поможет «включить» в процесс еще одно увлечение – танцы. Хотя пока мне сложно представить, как можно совместить коучинг и танцы. Видимо, для этого нужно узнать методологию таких практик.



iegorova.jpg
Инга Егорова

выпускница МЭУк
https://www.instagram.com/ingafelichita/  


Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...