icon

Корзина

Все публикации.
555555555

Про ответственность коуча и клиента (Ксения Брукштын)

4 ноя 2021

Во время обучения в Эриксоновском университете коучинга я активно нарабатывала часы практики. Не только для сертификата, но ещё и потому, что уже как год выбрала для себя коучинг основным видом деятельности и развиваюсь в нём.

Так сложилось, что в коучинг ко мне приходят клиенты примерно одного типажа: мужчины 30+ предприниматели с доходом от 150 тыс +. Мне с ними абсолютно комфортно работать, они тоже довольны, потому что получают результат: рост дохода, масштабирование бизнеса, выход из выгорания в ресурсное состояние, выстраивание жизненного баланса и др.

Во время обучения ко мне пришли два мужчины примерно с одинаковой ситуацией: вроде всё хорошо в жизни (есть работа, доход, семья, квартира, машина), но нет удовольствия, драйва, сверхдостижений, как раньше. И вот эта фраза, одинаковая у обоих, - «Как будто потерял себя»…

Поначалу я даже терялась, потому что они просто не могли озвучить, а чего же они хотят! Как будто есть страх даже просто чего-то захотеть, а уж тем более - это озвучить. А когда что-то озвучивали, это было очень формально: увеличить доход в 2 раза, запустить новый бизнес, путешествовать 6 раз в год… И вроде звучало красиво, но не вызывало в клиентах энергии и желания к этому идти. Как будто желания не истинные.

И вот два клиента пришли примерно с одинаковым запросом, но получили абсолютно разные результаты… Один после 5-й сессии стал совершенно другим человеком: бодрым, энергичным, с горящими глазами, с целями и пониманием, как к ним прийти, как будто пробудился и, как сам сказал, «нашёл себя»! Наше взаимодействие завершилось видео-отзывом от него с большой благодарностью. На данный момент этот кейс я считаю сильнейшим в моей практике!

А вот взаимодействие со вторым клиентом закончилось… Даже не понятно, оно закончилось или нет… Он просто перестал выходить на связь после 3-ей сессии и, скорее всего, убедился, что «весь этот коучинг ерунда, не работает».

Один и тот же коуч, примерно один и тот же запрос, примерно одинаковый социальный статус клиентов, в чём же разница? Поделюсь своими наблюдениями на этот счёт.

Во-первых, отношение к коучингу. У обоих клиентов поначалу оно было настороженным, и это понятно - их первый опыт работы с коучем. Также оба они говорили, что в жизни достаточно закрытые, не любят делиться своими чувствами и мыслями.
Но если первый клиент был настроен довериться и попробовать, то второй - убедиться, что это ерунда. Как я это понимала:
- По работе в сессии. Первый клиент отвечал на вопросы, даже если они ему были не привычны, и приходил к важным для себя инсайтам. Второй как будто всё время искал подвох: «Ну как тут у вас принято, что тут я должен делать? А почему у вас принято вот так? А что, разве нельзя сделать по-другому? Зачем тогда вообще нужен коуч?» и т.д.
- По действиям между сессиями. Первый клиент выполнял задания, которые сам себе брал между сессиями, отмечал прогресс. А второй на следующей сессии напрочь забывал, что было на предыдущей, просил ему напомнить, а когда слышал - удивлялся: «Короче, я нёс какой-то бред, вообще непонятно, о чём это»
- По невербальным признакам. Открытость, позитивный настрой первого клиента очень сильно контрастировали со скепсисом и закрытостью второго даже к моменту 3-й сессии.

Во-вторых, цель на коучинг и заинтересованность в результате. Если с первым клиентом чувствовалось, что ему важно получить результат и он хочет изменений. То от второго клиента постоянно шло сопротивление. И иногда казалось, как будто результат и весь процесс коучинга нужен не клиенту для изменений в жизни, а коучу для часов практики.

В-третьих, что мне показалось самым важным, готовность брать на себя ответственность! Конечно, сложно осознавать, что последние лет 7 ты шёл не туда. Сложно признаться себе же в своих желаниях, если, как кажется, они не реальны в текущей ситуации. Не хочется напрягаться, если в целом формально и так всё нормально. Я как коуч бесконечно верила в обоих клиентов, опираясь на принципы Милтона Эриксона, понимала, что у обоих есть все ресурсы для достижения своих целей… И при сравнении этих двух кейсов поняла: если нет готовности брать на себя ответственность, изменения не случатся, сколько бы у человека не было ресурсов.

В какой момент произошёл разрыв между результатами клиентов?

И с первым, и со вторым клиентом к 3-й сессии я заметила, что мы топчемся на месте, и прибегнула к прямой коммуникации: «Я коуч и мы работаем в партнёрстве. Я создаю пространство, в котором ты можешь услышать себя, понять свои желания, поставить цели, раскрыть свои ресурсы, наметить план действий. Но за свои результаты отвечаешь ты, потому что именно ты принимаешь итоговые решения и действуешь. Поэтому ты должен решить: идти в изменения или нет. И взять на себя ответственность за свои результаты».
И именно после этого момента у первого клиента случился прорыв: он наконец озвучил свои истинные цели, которые его зажигают. А второй - пропал со связи…

Верю в то, что для всех ситуация разрешилась наилучшим образом. Первый клиент получил свой крутой результат. Второй убедился в своей правоте, что коучинг ерунда и не работает. Я на практике прочувствовала, на что я как коуч могу влиять, а где зона ответственности клиента. И не смотря на, казалось бы, провальный кейс со вторым клиентом, я ещё больше убедилась в силе коучинга и поняла, какие ингредиенты нужны для крутого результата!

kbrukshtyn.jpg

Ксения Брукштын
коуч для предпринимателей, бизнес-психолог