Коучинг в образовании, в средних школах Норвегии. (Ян-Георг Кристианссен)

Назад к списку

Перед Вами рассказ о том, каковы возможности внедрения коучинга в образование, в систему средних школ Норвегии.

Автор проекта: Ян Георг Кристиансен
Мастер Коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского Университета Нордик с 1998 года.


НорвегияНАША СПРАВКА:
Норвегия – сравнительно маленькая скандинавская страна. Живет в ней чуть более 4 миллионов человек. В столице страны Осло на 600 тысяч жителей 30 школ коучинга. Эриксоновская школа – одна из трех крупнейших.


 
Эволюция коучинга в образовании Норвегии пережила несколько этапов.

Проект внедрения коуч-подхода в школьную систему Норвегии складывался постепенно, и его можно разделить на три этапа.

Первый этап коучинга в образовании:
Все началось со школы-гимназии Уллерн в коммуне Аскер*. Период: 2002 – 2006 
Целевая группа: директор, группа лидеров и учителя. 

Знакомство с директором школы Уллерн начиналось, когад в школе было всего  9 первоклассников  на 30 учителей** в 2001. Школа была исключенна властями из списка школ, но получила последний шанс на исправление. 

И в 2005 году, имея уже 180 претендентов в первый класс (50 учителей), эта школа официально объявлена одной из лучших школ Норвегии. 
За этот период было предпринято большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством МЭУ. 
Одним из ключевых моментов в этой успешной истории были многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном.

Основные инструменты этого этапа проекта: проведение кочинговых встреч  (при соблюдении стандартов ICF, без советов, указаний), командный коучинг, обучающая программа навыкам стратегий успешного обучения для всех учеников первого года обучения, включая правописание и чтение ( для страдающих дислексией), мотивационные  речи для всех учителей и родителей, консультации в процессе с целью улучшения стратегии и применения коучинга в группах с лидерами. 

Результатом успешности Эриксона на этом этапе (результаты работы со школой Уллерн) можно считать и тот факт, что в 2006 Ева Хёйби (Eva Høiby), директор школы Воллен, связалась со мной для проведения схожей программы в ее собственной школе. Проект был признан номером 1 среди 150 норвежских школ - претендентов на финансовую поддержку в 2006, когда мы подали заявление в Национальный Директорат по Образованию

Далее, проект "Коучинг в образовании"стал развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах.
 

Второй Этап: 
Программа для двух начальных школ Ветр и Воллен.  Период: с  лета 2007 до лета 2009.
Целевая группа: 60 учителей и директора. 


Описание: 
Проведение тренингов во время школьных каникул в течение двух лет. Оно проходило в формате тренингов  для 13 участников, в течение дня или за полдня. Тренинги проводились  для развития коуч-подхода к обучению икомандного коучинга. Проводились  коучинговые встречи лидеров и менеджмента по развитию для 60 учителей и лидеров групп в школах Ветр (дети в возрасте 5 – 12) и Воллен (дети в возрасте 6-16). На тот момент обе школы уже имели звание «национальной показательной школы». Как часто проходили обучающие мероприятия? Два сбора каждый семестр и еженедельные упражнения. Основной тренинговый инструмент - спецкурс на основе первых 6 дней программы Наука и Искусство Трансформационного Коучинга плюс командный коучинг. А также индивидуальный коучинг для 30 учителей в течении двух лет. 

Проект прошел оценку независимой экспертной компании. Эксперты отметили, что учителя, задающие больше открытых вопросов, развивают в учениках особенно высокий уровень обучающей активности в классе. Родительские комитеты позитивно прокомментировали работу учителей еще до окончания программы. 

Таким образом, использование стандартов ICF в методике Эриксоновского Университета имело важнейшее значение.

В разговоре с директором Ева Хёйби в Воллене, в июле 2009, она упомянула об одном очень важном моменте, - школьная атмосфера серьезно изменилась. Теперь у них есть большее чувство общности с учителями. Все учителя заявляют: «Я забочусь о всех детях таким образом, как если бы это были мои дети».

Все это стало предпосылкой следующего этапа: дополнительное коучинговое образование для тех учителей и завучей,  которые лично об этом заявили.

Третий Этап "Коучинг в образовании":
С лета 2006 сертифицированные коучи ICF из Эриксоновского Университета часто были использованы как «партнеры для беседы» (так в школах называют коучей) для 170 завучей общественных школ Осло. Целью было за 20 часов коучинга (в течение 1-го года) дать завучу возможность развития лидерских качеств  и найти наилучший способ использования его команды. На начальной встрече обычно присутствовали: директор (покупатель), школьный завуч (клиент) и сертифицированный ICF-коуч из Эриксоновского Университета. Общественные школы в Осло на протяжении нескольких лет занимают лидирующее место по привлечению новейших технологий для развития обучающего процесса. 


Итог: 
За последние годы Эриксон стал самым предпочитаемым поставщиком корпоративных коуч-услуг для директоров общественных школ. Задачей проекта было предоставить коуч-сессии индивидуально или в группах, 20 часов за один год. Проект обновлялся несколько раз с проведением тендеров, и в 2006 Эриксон выиграл тендер, обойдя 21 консультационную компанию. С 2006 по 2009 Эриксон провел сессии с 30 завучами по запросу от Управления Общественных Школ Осло. ***

При этом МЭУ соревнуется с двумя крупными компаниями: Cap Gemini, Консультационная компания Норвежской школы бизнеса и администрации (AFF) с контрактами стоимостью 4-8 миллионов норвежских крон (0,5 – 1 миллиона Евро). За 2009 Эриксон выиграл большинство относящихся к коучингу в школах тендеров.


Постскриптум:
Еще одним подтверждением успешности коучинга является тот факт, что две книги о коучинге в школах были написаны по инициативе моих соавторов. Осознав ценность коучинга в своей профессиональной сфере, они вдохновили меня на творческое сотрудничество.
 

Примечания:
* - коммуна – территориально-административная единица в Норвегии
** - максимально допустимая «квота» учащихся на одного преподавателя в Норвегии 70 человек
*** - список персоналий и школ является конфиденциальной информацией. Информация о роли МЭУ в школах может быть получена в Государственном Управлении Общественных Школ Осло. 

Коучинг в образовании.

Контактное лицо в 2009: Kirsten Bjellaanes, Kirsten.Bjellaanes@ude.oslo.kommune.no, +47 23 46 7103,  +47 93 43 82 01
Контактное лицо в 2008: Marit Lamark, +47 98208871
Контактное лицо в 2006 and 2007: Torunn Thomassen, +47 93401230

 


Ян-Георг Кристианссен
ОБ АВТОРЕ

Ян-Георг Кристианссен, сертифицированный коуч и тренер Международного Эриксоновского университета коучинга, живет и работает в Норвегии. С начала 90-х работает консультантом и коучем в различных частных и государственных школах, возглавляет представительство МЭУ а Норвегии.
Соавтор двух книг о коучинге: "Коучинг в школах – личный гид ", "Профессиональные диалоги - Коучинг и родственное мышление в школах".

КНИГИ

2005, Pedlex, Klyve, Kristiansen, Riis (Книга на норвежском, 60 страниц, 1 глава переведена на английский)"Коучинг в школах – личный гид ".  (2005, Pedlex, Klyve, Kristiansen, Riis (Книга на норвежском, 60 страниц, 1 глава переведена на английский).

 

2008, Universitetsforlaget, Riis, kristiansen) (Книга на норвежском, 280 страниц)"Профессиональные диалоги - Коучинг и  построение отношений  в школах". (2008, Universitetsforlaget, Riis, kristiansen) (Книга на норвежском, 280 страниц).

  


 

 

 

Назад к списку


Ближайшие
программы
  • Международная неделя коучинга 2024
  • 15.05.2024 - 17.05.2024
  • Елена Дёмушкина
  • Наталья Суслова
  • Анна Лебедева
  • Алина Светлова
  • Максим Ошурков
  • Ирина Стояновская
  • Денис Сыч
  • Мэрилин Аткинсон
  • Онлайн
  • Без регистрации
Подождите, идет загрузка...