Семейный коучинг: реальная практика. (Людмила Готфрид)
21 янв 2013
Для того чтобы создать счастливую семью, построить пространство гармоничных отношений одного на то желания мало. Время от времени любая семья проходит через болевые и кризисные точки в своём развитии. Своевременный специализированный коучинг в эти моменты необходим и ценен. Думаю, я, безусловно, не одинока в своей благодарности Мэрилин Аткинсон за то, что в 2012 году она привезла курс семейного коучинга и в Россию. Интенсивный опыт, полученный на тренинге в Москве, я использовала в практической деятельности.
Поделюсь некоторыми размышлениями по прошествии этого года коучинговой практики в гармонизации семейных отношений.
Всего за это время именно по этому вопросу обратилось 21 пара. Из них:
1) 4 пары – возрастная группа 18-25 лет,
2) 7 пар - 26-35 лет,
3) 7 пар - 36-45 лет
4) 3 пары - старше 46 лет.
В последней возрастной группе две пары, где жена старше мужа больше чем на 10 лет. Ещё одна пара: муж онкологически больной, жена по этой причине дезориентирована в модели общения.
В первой группе основная работа потребовалась для создания пространства общения, составлению хартии, умению общаться. В одной паре муж уже проживал с другой женщиной, но дал согласие жене придти вдвоём на приём к коучу.
На приём пришёл, но его внутреннее сопротивление откровенной беседе было ощутимо сильным, в дальнейшем он отказался от коучинга, аргументируя только тем, что ему надо просто подумать. Эта пара распалась. Но жена прошла двухмесячный коучинг (встречи 1 раз в неделю), цели были заявлены как «Хочу придти к женскому счастью». Были использованы методики « Жизнь как проект», «Колесо успеха», «Колесо счастья» и др.
Во второй и третьей группах основная тема из поставленных или переформулированных задач была тема ревности. Так или иначе, проводилась работа по избавлению от ревности, которую можно рассматривать, как страх потерять партнёра, страх остаться в одиночестве, страх доверять другому, страх стареть и др. Поэтому работали с гремлинами, кроме всего прочего. Одна пара из тех, что работали с ревностью, распалась после того как муж после двух встреч прекратил коуч-общение, но с его женой коучинг продолжается уже больше шести месяцев, там ставятся уже и новые цели и задачи. Ещё одна пара распалась по причине того, что у жены обнаружилось сложное психическое заболевание (первоначально оно проявилось в виде необоснованной ревности).
Также из этих двух групп есть 4 пары, которые сделали запрос об улучшении материального достатка. От двух пар был запрос создать свой бизнес. Были использованы: « Пирамида логических уровней», « Создание проекта», «Колесо успеха», «Создать вызов», « «Юбилей» и др. Одна пара из них ушла после второй встречи, сообщив, что придут, когда будут деньги, но в течение семи месяцев так и не появились.
Из пар, где жена старше мужа больше, чем на 10 лет, одна пара сохранила брак; вторая пара распалась: сначала муж отказался от коучинга после первой же встречи (хотя коучинг был успешным и мужчина выразил свою удовлетворённость), затем он через 2 месяца присвоил себе обманным путём общий семейный бизнес, созданный его женой и был таков. Жена из этой пары осталась моей клиенткой и рассматривает другие варианты создания семьи.
Были запросы (в 30% случаев) о взаимоотношениях с детьми разного возраста. Прямого разрешения от Мэрилин на такой коучинг у нас не было. Но я, как психотерапевт, имею специализацию в этой области и поэтому бралась и за это. Здесь главное: дать возможность родителям перейти от запроса: « У моего ребёнка проблема. Что с этим делать?» - к вопросам: «А каким Я становлюсь, если мой ребёнок уже стал благополучным, позитивным, успешным, целеустремлённым?» Только после этого можно переходить к общению с ребёнком. В некоторых случаях работа имела такие результаты, что после общения с родителями я так и не познакомилась с их ребёнком, поскольку в семье и без этого нормализовалась обстановка и отношения с ребёнком всех устраивали. Некоторые клиенты обращались ко мне как к психотерапевту, их я предупреждала, что работаю по технологиям и методикам коучинга, поскольку считаю эту работу наиболее эффективной и экологичной.
Расскажу о двух характерных историях из моей практики.
История 1.
Супруги И. и М. У них ребёнок, дочь 4-х лет. В браке 8 лет. Семья живёт в достатке, имеют общий бизнес. И., муж – руководитель; М., жена - его заместитель. Стабильный бизнес достался от родителей мужа.
При обращении пара И. и М.сообщила, что переживают кризис в отношениях, рассматривают вероятность развода, хотя решение пока никакого не принимают. Они сразу выразили твёрдое желание общаться с коучем по отдельности. Я согласилась, но предупредила, что в дальнейшем, возможно, могу рекомендовать одному из них и другого коуча для экологичности процесса, для оптимизации. Сообщаю при этом, что на каждой встрече мы не будем обсуждать отсутствующего супруга.
На первой встрече с М. её первоначальная формулировка запроса звучала так: «Я хочу, чтобы он… Ему нужно измениться. Он не меняется.» И т. д.
Вся первая встреча была посвящена корректировке и рефреймингу этого запроса. В результате конечная формулировка запроса звучала так: « Я хочу сохранить семью, и чтобы в семье было всем хорошо». На вопрос: «Как вы узнаете, что цель достигнута, что в семье всё хорошо?»- первый ответ М.: «Муж обо мне заботится, он всё время проводит со мной и с ребёнком, он всё делает, как мне хочется, как мне нужно».
Её супруг И. на первой встрече заявил: « Я не знаю, чего хочу и что мне надо. Я живу на два дома. Я запутался. Я хочу понять, чего я хочу. Я хочу, чтобы М. была другой, чтобы вела себя по-другому». Когда через некоторое время после рефрейминга запроса ему был задан вопрос: « Как вы поймёте, как узнаете, что ваша цель достигнута, и вы имеете гармоничные отношения в семье, с женой?» - И. ответил: «Мой отец одобрит правильность моего образа жизни и даст деньги на развитие бизнеса» …
Эта история предполагает длительную работу с парой. Каждый из супругов живёт и формулирует свои запросы по принципу: « Я хочу, чтобы он…», что, как известно, не работает. Оба супруга живут в модели мира «Модель недостаточности». Уровень иерархии идей: конкретный, погрязают в деталях. Жизненные приоритеты на момент знакомства с парой явно не способствуют созданию пространства гармоничных отношений. У обоих нет навыка говорить о своих ощущениях. Ответы начинались со слов: « Я думаю…» Сложно говорить сейчас им о любви, хотя брак изначально был заключён по любви. Пространство семейных ценностей они признают, оно у них есть. И даже материальный фактор является связующим моментом.
Каждому потребовалась на отдельных этапах и психотерапевтическая помощь. С этой парой я работаю уже второй месяц (1 раз в 7-10 дней),
Процесс продолжается. Результат предсказывать не берусь. Слишком многое, что корректировать приходится.
История 2.
Супружеская пара Л. и С. В браке 20 лет. Взрослая, отдельно живущая дочь. Имеют совместный бизнес, который находится на стадии стабильного развития. Бизнес создан ими самостоятельно. Жена Л. пришла на приём одна, сообщив, что муж придёт, если нужно, в следующий раз.
Л.: Напряжённые отношения в паре в течение последних 3-4 месяцев. Хочется спокойных отношений.
Коуч: Как поймёте, что результат (спокойные отношения) достигнут?
Л.: Я сама, прежде всего, успокоюсь. Почувствую себя здоровой. Стану здоровой.
Коуч: Что значит для вас быть здоровым?
Л.: Придёт расслабление. Я поняла: я в последнее время очень напряжена, приходится даже по рекомендации доктора принимать релаксанты, чтобы снять напряжение в мышцах.
Коуч: В какие моменты вы особенно сильно ощущаете это напряжение?
Л.: При мысли о работе, при мысли, что это очень ответственное дело. Моё состояние сказывается в отношениях с мужем. Он меня понимает, но всё равно мне сложно.
……
Эта история супружеских отношений имеет благоприятный предсказуемый результат. Вся работа свелась к коучингу рабочего места, к коррекции ответственности, к разрешению для себя радости, разрешению права на ошибку. Были использованы среди прочих приёмы « Взгляд со стороны», «Взгляд из самолёта». Была выстроена пирамида логических уровней. Позитивные изменения были видны уже после первой встречи. В дальнейшем работа велась и с парой. Для полного выполнения запроса понадобилось пять встреч, по времени это заняло, в общем, месяц.
По большому счёту все случаи запросов на коучинг семейных отношений, думаю, располагаются между этими описанными двумя историями как крайними по сложности ведения коучинга.
Почти в 100% случаев в процессе коучинга приходилось обсуждать и прояснять (в коуч - формате) такие темы как «Свобода, ответственность, зависимость в семейных отношениях», « Любовь и зависимость», « Фокус внимания как инструмент коучинга в достижении поставленных целей», « Построение пространства гармоничных отношений» и др. Для многих пар использовала эффективный метод « Расстановки по Хеллингеру» в интерпретации Мэрилин Аткинсон. Исследовалось желаемое состояние на семейном интервью. Важно и эффективно упражнение на признание себя самого и признание других людей. Значительная часть коуч-процесса отведена обращению к совместным обретённым в семье ценностям.
С большинством клиентов я вела коучинг по скайпу (14 пар из 21), с 5 парами – по телефону, с 2 парами – при личной встрече. 19 пар – из других городов (Сургут, Тюмень, Иваново, Москва, Дюссельдорф, Нюрнберг и др.) только 2 пары - из Новосибирска. Нигде себя не рекламировала (была только информация по линии ICF). Узнают обо мне от моих прежних клиентов, которые появились ещё в Сургуте (по моему прежнему месту жительства). Отзывы не собирала. Допускаю анонимный приём. У меня только их телефоны. Но поскольку моя цель: позволить клиенту уйти по возможности в целостности, то на стадии подведения итогов они говорят о полученных ценностях и всегда есть, что назвать как ценность.
Считаю, что с парой работать сложнее, т. е. имеется в виду, что на приём приходят парой, а не поодиночке. Сложность в том, что, естественно, супруги на вопросы и предложенные упражнения реагируют по-разному. Надо отследить все их реакции, учесть происходящее. Пары часто на приёме готовы продолжать выяснять отношения, разговаривать в том же ключе, что и дома, что недопустимо, хотя иногда полезно за этим понаблюдать. Но работа с парой невероятно эффективна, поскольку создаётся ситуация, когда каждый супруг и говорит, и наблюдает за этим, новый смысл обретает любое произнесённое слово. Часто супруги впервые за долгое время говорят друг другу добрые слова, часто испытывают инсайт, когда обращаются к совместным ценностям. Честность ответов (а в коучинге это неизбежно!) приводит к честным, открытым отношениям. Именно эта глубина и эффективность процесса позволила мне уверенно работать с парами. Игра стоит свеч!
Перспектива развития коучинга семейных отношений в России наметилась, она оправдана и необходима. Институту семьи нужна скорая безотлагательная помощь. Коучинг семейных отношений целесообразен во многих случаях. Российское общество уже готово принимать такую поддержку. Думаю, что слово «Коучинг» в ближайшее время войдёт у нас в лексикон культурного человека. Семейному коучингу быть!
ГОТФРИД ЛЮДМИЛА
член ICF Russia, профессиональный коуч, психотерапевт
г. Новосибирск