Назад к списку

Публичные выступления: какой результат ты хочешь получить? (Ирина Кадочникова)

Тема публичных выступлений интересовала меня с детства. Еще в детском саду я выступала перед публикой, рассказывала стихи на всех праздниках, в школе - была ведущей школьных концертов, и сама принимала также в них участие. И всегда меня интересовало почему одни люди спокойно выступают и получают от этого удовольствие, а другие волнуются так, что даже приходится прибегать к медицинской помощи. Наверное, поиск ответов на этот вопрос и помог мне в профессиональной деятельности раскрыть потенциал и подготовить для публичных выступлений не одну команду менеджеров. Вот уже 10 лет эта тема со мной в профессиональной деятельности. 

В моей практике были люди разного пола, возраста, разных профессий, должностей, с разным опытом публичных выступлений от "начинающих" до уже "бывалых". И всех объединяло одно - желание перестать волноваться до и во время выступления, перестать бояться выступлений, а начать получать удовольствие. Кто-то волновался на определенной аудитории, кто-то на любой, кто-то в какие-то моменты своей жизни, а кто-то, говоря на определенные темы. У каждого своя история. Но самое ценное для меня в нашем взаимодействии всегда было и есть то, как меняется состояние человека, энергия, взгляд, когда он вдруг осознает, что может выступать легко и свободно, что может получать удовольствие. 

И чем больше я погружаюсь в эту тему, тем больше я замечаю разницу между двумя понятиями Тренер и Оратор. Очень часто, общаясь с коучами, я слышу такую фразу: «Я свободно чувствую себя на любой публике, обладаю знаниями, поэтому могу вести тренинги и мастер-классы» или наоборот, общаясь с тренерами со стажем, слышу: «Ну я уже столько тренингов провел, конечно, я легко смогу выступить на конференции». Чтобы понять в чём же здесь ловушки, предлагаю Вам взглянуть на схему:
 
Вспомните людей, которые собирают огромные аудитории, являются прекрасными шоу-менами (или шоу-вуменами), возможно, даже рассказывают о навыках или способностях и при этом, после выступления, у вас остаются только знания об этом навыке или этой способности. Как правило, выступление будет очень ярким, мотивирующим, с достаточным количеством информации для того, чтобы Вы могли сделать свои выводы. Это Оратор. Он умеет говорить так, чтобы Вы его услышали, чтобы в зале было много энергии, умеет ответить на любой вопрос, даже провокационной, и еще очень много чего другого умеет. 
Но в его цели не стоит развить в Вас навык или навыки. Создать пространство так, чтобы после общения Вы изменились, а может даже трансформировались, донести информацию так, чтобы каждый из присутствующих мог, при желании, применить эти знания на практике – это задача Тренера. Это то, что Вы можете заметить на тренингах Мэрилин Аткинсон, когда каждый выходит уже другим человеком

Приведу пример случая, когда я отправляю Оратора на Тренинг для Тренеров. Лидер, который много лет проработав на определенной должности, становится профессионалом в своей сфере на столько, что начинает делиться знаниями с нижестоящим персоналом. Он понимает, что у него есть и знания, и опыт работы с людьми, и опыт выступлений. И эта та ловушка, в которую он попадает. Начав передавать эти знания, он видит результат: часть людей не берут эти знания, не встраивают в дальнейшую работу как навык, хотя сидели и внимательно слушали. И это тот случай, когда нужны дополнительные навыки самому выступающему, нужны навыки Тренера. 

Как простроить материал, чтобы информация усваивалась постепенно, как создать достаточное количество практики для проработки материала на самом тренинге, как ориентироваться при этом на каждого сидящего в зале, как открыть доступ не только к сознательному, но и подсознанию, как создать плавность перехода от темы к теме, создать трансформационное поле в зале и сделать так, чтобы участники вышли с навыками – это то, чем должен обладать настоящий Тренер.
Тогда возникает вопрос: какова же ловушка у Тренера? Он ведь умеет, всё, что выше перечислено☺ Тренер работает чаще всего с замотивированной аудиторией. Это люди, которые, по какой-либо причине, пришли в Ваш зал, выбрали быть здесь и сейчас. Оратор же работает на любой аудитории. 

Тренер может быть ограничен лишь той темой, в которой ведет тренинг, он эксперт в ней. И вопросы, которые поднимаются и всплывают, как правило, связаны с темой тренинга. У Оратора – это широкий круг вопросов и, как правило, это не тема, а область или сфера, знания в которой необходимы. Вопросы могут быть заданы любые, и к этому нужно быть готовым. И здесь важно – что, как и кому Вы отвечаете. От этого зависит энергия во всем зале.

Энергия на тренинге не может быть высокой в каждый момент времени, она меняется, при проработке определенных тем – она не должна быть высокой вообще. В выступлении Оратора – она должна быть высокой, потому, что, как правило, выступление краткосрочно, и результат создается в короткие сроки. 
И это как в спорте: есть спринтеры, а есть стайеры. Разница в том, что у них разные цели и разные результаты, к которым им важно прийти. Какой вариант выбираете Вы? – решать только Вам. Главное, чтоб этот выбор был сделан осознанно.

Прекрасных Вам выступлений, дорогие друзья!

ikadochnikova.jpg
Ирина Кадочникова

Коуч PCC ICF, тренер, координатор сертификационных программ в Международном Эриксоновском Университете Коучинга

Назад к списку


Ближайшие
тренинги
  • COACH MASTERY: Сессия 4. Компетенция ICF Коучинговый контракт, фокус на сессию.
  • 20.12.2017
  • Москва. Представительство Международного Эриксоновского Университета коучинга.
  • Регистрация закрыта
  • COACH MASTERY: Сессия 5. Компетенции ICF Глубинное слушание.
  • 17.01.2018
  • Москва. Представительство Международного Эриксоновского Университета коучинга.
  • Регистрация закрыта