А каков Ваш стиль позитивного родительства? Успеваете ли Вы менять стиль общения с ребенком по мере его взросления? (Наталья Суслова)
24 окт 2019
Уровень родительской осознанности и компетентности связан со стилем родительства. А поскольку стили воспитания зависят от возраста детей и представляют динамичный процесс, то и родительские компетенции будут также видоизменяться в соответствии с возрастными особенностями детей. Согласитесь, что родители 3- летнего ребенка не тоже самое, что родители 13–летнего или 21-летнего.
Стили позитивного родительства обладают особенностями: они соотносятся с возрастными периодам развития ребенка и исключают деструктивные стили родительства. Итак, в стилях позитивного родительства можно выделить следующие векторы: временной фактор (ориентация диалога на прошлое или на будущее), фокус диалога (ориентация на опыт или на возможности) с одной стороны и с другой стороны - вектор направленности диалога (диалог направлен на задавание вопросов или диалог направлен на сообщения готовых ответов, рекомендаций, советов).
Таким образом, можно выделить 4 стиля позитивного родительства: коучинговый, ресурсный, наставнический и педагогический.
Рис 1. Стили позитивного родительства.
Коучинговый стиль предполагает такой диалог с ребенком, при котором родители в большей степени задают вопросы, держат фокус внимания при диалоге на возможностях и будущем с целью развития собственной осознанности, а также развития осознанности и потенциала ребенка.
Ресурсный стиль предполагает такой диалог с ребенком, при котором родители задают вопросы, ссылаясь на события прошлого с целью поиска там ресурсов и наилучшего позитивного опыта для раскрытия потенциала ребенка.
Наставнический стиль предполагает такой диалог с ребенком, при котором родители выступают в роли наставника, передавая успешный опыт, развивая потенциал и формируя навыки ребенка через личный пример.
Педагогический стиль предполагает такой диалог с ребенком, при котором родители выступают в роли педагога (учителя), который обучает, формирует навыки, развивает потенциал и взаимодействует, ориентируясь на будущий результат.
От рождения до 7 лет ребенка преобладает преимущественно педагогический стиль, где родители выступают учителями для ребенка. С 7 до 14 лет – наставнический стиль, где роль родителей изменяется и родители являются в еще большей степени ролевой моделью, примером для подражания, наставником и коучинговый стиль, где родители используют с ребенком коучинговый подход, демонстрируя родительские коучинговые компетенции. С 14 до 21 года – преимущественно коучинговый стиль.
Коучинговый стиль воспитания также базируется на том, что родители или воспитатели фокусируются в момент общения на самом лучшем в ребенке и из этого выстраивают отношения с ним исходя из принципов коучинга (М. Эриксона) и принципов позитивного родительства. Коучинговый стиль в позитивном родительстве обеспечивает наличие у ребенка чувства доверия, принятия, психологической защищенности, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, позитивному мировосприятию и, в целом, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю, а у родителей общение в коучинговом стиле повышает удовлетворенность родительством.
Наталья Суслова – PCC ICF, кандидат педагогических наук, магистр психологии, автор книги «Дети-таланты – просто и радостно», автор и ведущая тренингов «Коучинг для родителей» и специализированного курса для коучей «Коучинг родителей и подростков».
Тренинг "Коучинг для родителей" (Тренер: Наталья Суслова)
c 16 Ноября 2019 по 17 Ноября 2019, Город: Москва
Регистрация по ссылке >>>
Коучинг для родителей. Он-лайн тренинг-практикум.
c 19 Ноября 2019 по 1 Декабря 2019
Регистрация по ссылке >>>