icon

Корзина

Профессиональное развитие в коучинге.
555555555

Зачем коучу масштаб, и как он связан с масштабом клиента. Кому люди готовы много платить за сессии?

16 сен 2024

Зачем коучу масштаб, и как он связан с масштабом клиента. Кому люди готовы много платить за сессии?


Как стать дорогим и востребованным коучем?
Как не стать “потолком” для своих клиентов?
Что такое масштаб и зачем он вам нужен?

Ответ на все эти вопросы лежит в теме взаимосвязи масштаба коуча и клиента. Но для начала давайте разберемся, что же вообще такое “масштаб”.


Что такое масштаб личности, и из чего он складывается

Мне очень нравится метафора океана. Если говорить об истинном, большом масштабе, то это океан. А дальше есть категории поменьше — море, озеро или вообще лужица. И масштаб личности тоже можно померить этими категориями. Это, по сути, некая вместимость. 

Масштаб личности — это вместимость опыта, который человек проживал в своей жизни. Именно он формирует широту его мышления, широту его личности.

Масштаб тесно связан с тем, как мы мыслим. И эта метафора очень хорошо описывает ситуацию, когда клиенты упираются в потолок самого коуча, потому что ему не хватает этой широты, в которой можно выйти за пределы.

Если продолжать метафору воды, то это тот случай, когда глубина коуча, например, 5 метров, а клиент готов нырнуть на 10 метров — и значит, здесь уже этот конкретный коуч не сможет помочь. 


Как определить свой масштаб

В коучинге есть “колесо баланса”, а вы можете нарисовать свое колесо масштаба, и через эту призму взглянуть на все значимые сферы вашей жизни, посмотреть, какая глубина масштаба у вас действительно есть. 

Часто это определяет специализацию коуча. Если, например, вы никогда не работали в бизнесе, то здесь вашей глубины может быть недостаточно, чтобы стать командным или executive-коучем. Но наверняка у вас есть достаточная глубина в других областях.

Любопытно взглянуть трезво, открыто, ясно на это колесо масштаба и спросить себя, где действительно вы уже достигли того уровня, который соответствует масштабу клиентов, которых вы ждете, а с какими сферами важно еще поработать.

Как понять, достаточно ли вашего масштаба для клиента

Приведу интересный, живой и актуальный пример. Недавно проводила демонстрацию, и клиент вынес запрос “хочу заработать к концу года 2 миллиарда”.

А теперь представьте, если вам как коучу клиент принес такой запрос, как вы себя с ним чувствуете? Если ахнули, вздохнули, ощутили дискомфорт, это говорит о том, что вашего масштаба для этого клиента пока недостаточно.


Если продолжить метафору глубины, то тут можно привести образ фридайвинга — это всегда погружение с инструктором или партнером. Тебе обязательно нужен кто-то, кто тебя будет страховать, кто точно может погрузиться на ту же глубину, что и ты.

Так и здесь: важно, чтобы вместимость коуча была больше, глубже, мощнее, чем та глубина, на которую способен погрузиться клиент. Это определенная техника безопасности. 

При этом мы не должны быть экспертами в той области, в которую идем поддерживать клиента. Владение навыками коучинга помогает расширить потенциал клиента, ведь часто люди сами упираются в потолки, стены, реалии современного мира. 

Развивайте свой масштаб

Как это сделать? Вспомните про вторую компетенцию — коуч постоянно развивает коучинговый образ мышления. Это значит, что он постоянно обучается и не останавливается в развитии. Здесь очень важны такие методы, как супервизии, менторинги, тренинги, которые усиливают наши soft skills и умение выйти за пределы собственного мышления. 

Это комплексная прокачка личности, в которой можно выделить 4 составляющих:

  • Физическое развитие — здоровье, хорошее самочувствие, физическая энергия, на которую мы опираемся во всем, в поддерживающей профессии особенно. 
  • Работа с эмоциональным интеллектом, способность управлять собственными эмоциями и работать с эмоциями другого человека. 
  • Ментальная история — ограничивающие убеждения, которые мы прокачиваем внутри и помогаем в этом другим людям. 
  • Душа или духовный интеллект — категория, которая сейчас тоже хорошо развивается.

Если вы будете постоянно находиться в развитии в этих четырех аспектах, то клиенты не будут упираться в ваши потолки и стены.

Развивать масштаб — больно или приятно?

Любое расширение масштаба подразумевает расширение внутренней емкости. Оно может происходить по-разному, но это определенно некоторое напряжение — напряжение нервной системы в процессе освоения новой для нее территории.

Я за то, чтобы масштаб увеличивался естественно и экологично. Для меня те четыре составляющие, о которых мы говорили выше — это система моей поддержки. И с помощью него в том числе я помогаю клиентам выходить на новые уровни масштаба.

Если мы хотим красивого результата тренировок в спортзале, то мышцы неминуемо претерпевают микроразрывы во время упражнений. Я замечаю, что многие коучи говорят “я хочу масштаба и новых результатов, но при этом быть в своей зоне комфорта”. Так не получится. 

Но вы можете выстраивать свой путь постепенно и экологично. Так же, как в спортзале после гантель по 5 кг, можно поднять сразу 30 кг и надорваться, а можно по чуть-чуть наращивать вес. 

Не нужно насиловать себя и свой организм. Просто подумайте, а что для вас вообще масштаб? Какого масштаба вы по-настоящему хотите? И колесо, и ромб развития ваших 4 сфер жизни вам в помощь. И начинайте наращивать его по чуть-чуть, во всех областях.

Ведь совершенно точно масштаб — это не врожденное качество. Это путь, по которому может пройти каждый, до своей важной и желанной точки. 


Ирина Стояновская, 

мастер-коуч MCC ICF, бизнес-психолог,
кандидат экономических наук,
ведущий тренер Международного Эриксоновского Университета коучинга.