icon

Корзина

Профессиональное развитие в коучинге.
555555555

Искусственный интеллект: помощник или конкурент для бизнес-тренера

22 окт 2024



Количество самых разных ИИ-ассистентов для тренеров сейчас не поддается описанию. В этой статье я расскажу о том, какие сервисы стали для меня незаменимыми, и поделюсь мнением по вопросу «Будут ли востребованы бизнес-тренеры в эпоху расцвета технологий, когда искусственный интеллект уже может многое?».

Я работаю бизнес-тренером больше 20 лет и знаю, какие задачи занимают у меня очень много времени. Именно в этих областях я как первопроходец исследую возможности ИИ, которые могут облегчить мне жизнь и сильно сэкономить время, силы и даже деньги.

Первая фишка, которая была нам необходима и которой мы активно стали пользоваться — это возможность с помощью разных сервисов перевести аудио- и видеоматериалы в текст. Когда ты садишься с очень важными людьми и ведешь проникновенную беседу, ее расшифровка и превращение из речевой в текстовую — одна из полезнейших функций для тренера. Потому что зачастую именно в мощной и сильной беседе высокоуровневых профессионалов, или тебя и твоего ключевого клиента, ты можешь найти какую-то супер творческую и ценную мысль. Но никто из нас не может переслушать  десятки часов, чтобы вернуться и найти ее — и здесь сервисы ИИ стали нашими незаменимыми помощниками. 

Да, пока еще нет такой расшифровки, качество которой бы было полностью удовлетворительным. Но, по крайней мере, 50% моей работы или той, для которой мне приходилось нанимать людей и платить большие деньги, уже происходит с помощью цифровых помощников

Живое пространство тренинга, в котором люди задают животрепещущие вопросы. Неповторимое творческое сияние группы, которое рождается здесь и сейчас, мысли, идеи — эти жемчужины, которые происходят в моменте,  часто теряются. Ведь ты не можешь остановиться, ты сейчас с людьми, у тебя следующая тема, а потом эта мысль теряется. Благодаря ИИ-помощникам мы можем доставать яркие куски тренинга, пересматривать, вытаскивать и использовать для создания образовательного контента.

Адаптация под конкретную группу

Если вы ведете бизнес-тренинги, как я, то каждый наш тренинг уникален. Мы делаем глубокое погружение, адаптацию даже коучингового материала к потребностям именно этой группы. Даже в рамках одной компании две соседние группы по-разному воспринимают информацию, у них возникают совершенно разные вопросы.

Создание раздаточных материалов с помощью ИИ под запрос группы из тех материалов, которые есть, очень замечательно работает. Я беру драфты, закидываю в чат, прошу «будь профессиональным тренером с 20-летним опытом работы, и разверни этот драфт как раздаточный материал на три страницы». 

Подчеркну, что пока еще ИИ не работает на уровне качества вашего tone of voice. Мне, например, все равно нужно еще час обрабатывать материалы, чтобы достать на первый план то, что людям будет актуально. Тем не менее, часть моей работы ИИ экономит, ведь всегда легче провести легкую адаптацию текста, который уже есть. И люди видят, что это не синтетический материал ИИ, а материал, который я под их потребности делаю именно сейчас. 

Помощь ИИ на этапе подготовки тренинга

Часто тренеры имеют мощный блок чистого листа. У меня он, кстати, тоже есть — причем и сейчас, и в 98-м году, в 99-м тоже был. И я часто с помощью ИИ его снимаю.

Я пишу промпты, действую как опытный бизнес-тренер, который взаимодействует с такой-то группой, у нее есть определенная задача. Я пользуюсь даже бесплатными материалами, простым чатом GPТ. И мне это очень помогает, потому что первые 2-3 страницы мыслей, вызовов, компетенций я выгружаю, и дальше работаю с ними.

Здесь важно понимать, что я все равно сверяюсь со своим опытом, иду делать кастдевы или интервью — у меня всегда очень интенсивное предтренинговое взаимодействие с участниками. 

Поддержка на этапе посттренинга

Часто бывает, что в рамках обучения мы все в инсайтах, возникает порыв изменить свою жизнь. А потом, через 2-3 недели эффект изменения жизненных установок, мировоззрения, привычек не возникает. Мы понимаем, что необходимо растянуть эффект образовательного воздействия на людей, чтобы у них были возвратные события, где они могут собраться, пересобраться и встроить изменения в жизнь. 

Здесь с помощью ИИ вы можете давать разного рода чек-листы, напоминалки, прокрутки, задания, вопросы, благодаря которым человек может внедрить в жизнь те изменения, которых он так хотел, ради которых он пришел. 

Нам нужно, чтобы люди на протяжении минимум трех недель после тренинга продолжали взаимодействовать с драгоценным материалом, который они получили, чтобы он стал врастать в их жизнь.  И вот эти первые 3 недели человеку нужна кривая закрепления — кстати, она нужна всегда, с использованием ИИ или без. 

О чем важно помнить

Мы легко можем пользоваться ИИ, просить его помочь в тех местах, где застреваем, или где у нас слишком много рутины. Но самое главное помнить: ты как человек являешься хозяином собственного образовательного продукта. Продукт твоего творчества несет мощнейший отпечаток автора.

Я, наверное, буду непопулярной и пойду против мейнстрима, но скажу, что тренд на наставников, на приникание любого человека к другому человеку, который тебя проведет в твои результаты — это в корне неверный тренд. И дело не в наставнике. Наставник прекрасен, его результаты доказаны. Но это не значит, что он поймет, что делаете вы, и что советы, как он управляет бизнесом, продвигает свой продукт или услугу, подойдут вашему психотипу или образу жизни. 

Если одну и ту же тему будут вести 20 разных тренеров, будь то снижение веса, проведение презентаций или ведение переговоров, у каждого из них будет разный посыл. И у каждого, если они профессионалы с методологической точки зрения, мы научимся. Но каждый из них будет вести нас через свой портал. 

Важная особенность при создании творческого продукта, как тренерского, так и коучингового —  мы являем миру себя. В продукте должны быть ваши глаза, ваши акценты, то, чем говорите именно вы. И это никогда не заменит никакой цифровой аватар. 


Анна Лебедева, 

мастер-коуч МСС ICF, директор Международного Эриксоновского Университета коучинга, преподаватель программы «Тренинг для тренеров: быть вкладом в людей»