icon

Корзина

.

“Постоянно развивает доверие и ощущение безопасности” — как коучу прирасти в мастерстве и научиться создавать доверие в сессии

29 авг 2024

 “Постоянно развивает доверие и ощущение безопасности” — как коучу прирасти в мастерстве и научиться создавать доверие в сессии

В жизни каждого из нас есть отношения, в которых мы доверяем другому человеку — более старшему, умному, опытному, экспертному. Врачу в белом халате. Старшему родственнику. Родителю. И в этих отношениях четко прослеживается доверие младшего к старшему.

Но это не то доверие, которое мы хотим создавать и поддерживать в коуч-сессии.

Доверие тренеру, наставнику, учителю, родителю включает определенное неравенство. А в коучинговом процессе по стандартам ICF в каждой компетенции фигурирует и многократно повторяется слово “партнерство”. И это совершенно другой уровень доверия.                                 


Как научиться создавать доверие в сессии

Здесь стоит сказать о критериях этой компетенции, которые оцениваются при сдаче на МСС уровень. Именно они могут стать даже для юных коучей определенным ориентиром. Вот эти критерии:

  • Глубина связи коуча с клиентом и его поддержка

  • Глубина доверия и уважения коуча к клиенту и его процессам мышления, созидания

  • Готовность коуча быть открытым, аутентичным и уязвимым с клиентом, чтобы построить взаимное доверие

Попробуйте направлять фокус внимания в сессии на эти критерии (можно не на все сразу) и наблюдайте, как изменится атмосфера коучингового пространства.



Компетенция одна, уровни — разные


На разных уровнях мастерства компетенция “Коуч постоянно развивает доверие и безопасность” проявляется по-разному. 


  • Уровень АСС. Фокус коуча направлен на себя и на результат. Коуч беспокоится о клиенте, поддерживает его, исследует его картину мира и использует в работе знакомые инструменты, модели и шаблоны.


  • Уровень РСС. Фокус коуча смещается на партнерство. Коуч доверяет восприятию клиента, его стилю обучения. Предлагает клиенту самому создавать модели поведения, выражает поддержку.


  • Уровень МСС. Уровень полного партнерства, когда коуч доверяет и себе, и клиенту, и процессу, и пространству, позволяет себе быть уязвимым. Коуч-сессия — это легкий и естественный разговор, где коуч может быть самим собой и при этом чувствует себя комфортно в отношениях с клиентом. 


Настоящее волшебство видеть, как МСС-коуч, казалось бы, просто ведет разговор с клиентом, а в этой беседе на самом деле присутствуют все маркеры компетенции. 


Доверие разрушено — что делать?


Так бывает, что доверие в сессии рушится. Вот 2 признака, которые подскажут вам, что что-то пошло не так, и вам как коучу нужно срочно возвращать доверие.

Признак 1. Вам скучно в сессии. 

Кажется, что клиенты приносят одинаковые темы, и вы заранее знаете ответы на их запросы. А может, это ваша профессиональная тема, в которой вы много лет эксперт, а клиент — совсем новичок. Если вы поймали себя на этом ощущении, значит, потерялось доверие. Ведь к вам приходят совершенно разные люди, и даже если запрос похожий, то результаты точно будут разные.


Признак 2. Вам в сессии все понятно. 

“Вы же меня понимаете?” — говорит коуч. “Конечно!” — отвечаете вы. Подождите, неужели? Человеку не всегда легко понять даже себя самого, а вы так просто понимаете его? Обычно это означает, что что-то пошатнулось в доверии и безопасности коучингового пространства. Задача коуча — не понять, а в любопытстве поисследовать, о чем это для него.

Что делать, если вам кажется, что доверие в сессии разрушилось? В первую очередь вернуть себя себе, направить внутрь себя фокус внимания, и уже тогда возвращать состояние доверия в ваше пространство с клиентом.

Важный совет для всех, кто хочет прирасти в этой компетенции:

Слушайте свои сессии! Это шикарный способ увидеть со стороны свои сильные стороны.


На что стоит обратить внимание при прослушивании сессии, если ваша цель — развивать четвертую компетенцию “Коуч постоянно развивает доверие и безопасность”?

  • Тон голоса, громкость, скорость речи. «Попадает» ли коуч в клиента.

  • Паузы и их отсутствие. Есть ли у клиента возможность помолчать.

  • Обрывает или перебивает ли коуч. Говорит ли коуч больше или меньше клиента.

  • Подстраивает ли свой привычный стиль общения под клиента — при этом сохраняя его естественность.

  • Есть ли ощущение давления. Стал ли клиент больше вздыхать, затихать.

  • Уровень энергии в сессии. Как коуч чувствует себя после сессии, легко и удовлетворенно или «как будто мешки ворочал»? На чьей энергии шла сессия?


При прослушивании своих сессий я рекомендую применять двухфазный формат и отмечать следующее:


Что, на мой взгляд, продвигало клиента, поддерживало эффективную работу в сессии?

Что могло бы продвинуть больше (альтернативы, гипотезы, предложения, идеи “как можно было по-другому”).

ВАЖНО! Проводя рефлексию, вы не ищите ошибки, вы просто думаете о том, как можно было иначе. И всегда помните, что ваша сессия уже точно продвинула клиента, была эффективной, полезной и самой лучшей для него. 




Анна Лебедева, мастер-коуч MСС ICF, 

executive коуч, ментор, директор Эриксоновского Университета в России.