icon

Корзина

Профессиональное развитие в коучинге.
555555555

Коучинг и реляционная педагогика в условиях вызовов нового времени ИИ

23 окт 2024



В современном мире технологии играют все большую роль, теперь ИИ открывает широкие возможности для человека в образовании, позволяет совершенствовать и персонализировать учебный процесс, расширять доступ к знаниям и повышать эффективность обучения.  

Искусственный интеллект (ИИ) уже сейчас значительно влияет на то, как учащиеся и студенты обучаются, а учителя — преподают. ИИ позволяет автоматизировать многие вопросы процесса обучения, такие как работы по проверке, обеспечение обратной связи и персонализация учебных траекторий. Это, безусловно, повышает эффективность и снижает нагрузку на педагогов. И, казалось бы, процесс обучения с инструментами ИИ становится легче и проще. Но это только на первый взгляд. 

Вызовы цифрового времени для человека: что выходит на первый план и становится актуальным

Интеграция ИИ в образовательный процесс приносит как новые возможности, так и серьезные вызовы. Среди них можно выделить следующие: 

  • утрата личностного взаимодействия, 

  • информационная перегрузка, 

  • неравенство в доступе к технологиям, 

  • необходимость в развитии мягких навыков. 

В то время, как нейросети могут помочь автоматизировать процесс обучения, сэкономить время при поиске и создании материала, развить новые навыки работы с информацией, в образовании становятся важными такие аспекты человеческого взаимодействия, как:

  •  эмпатия, 

  • мотивация 

  • и поддержка, которые играют решающую роль в обучении. 

В складывающейся социально-культурной ситуации ценность человека-педагога, как одно из качеств его профессионально-личностного роста, на сегодняшний день переосмысливается и переоценивается, подчеркивая и выделяя те качества, которые машины не могут воспроизвести. 

Здесь речь идет об эмпатии, эмоциональном интеллекте, способности вдохновлять и мотивировать, быть креативным, заботиться о человеке и в типичных, и в сложных непредсказуемых жизненных ситуациях. То есть, это те области, где педагоги, как правило, могут преуспевать, а машины будут терпеть неудачу. ИИ выполнит любые рутинные задачи, такие как проверочные тесты, работа на дому или предоставление научных материалов. Это освобождает время учителей, позволяя им сосредоточиться на более глубокой части обучения и своей роли — роли наставника, коуча. 

Такой подход к роли учителя отличается от традиционного, когда учитель только сообщает информацию. В условиях, когда ИИ автоматизирует многие функции учителя, роль учителя становится более инновационной, способствующей обучению и формированию гуманных отношений. 


Решение: реляционная педагогика и коучинг

И одним из наилучших ответов на этот вызов времени, на мой взгляд, является интеграция подходов реляционной педагогики и коучинга в образовательную практику.

Давайте рассмотрим, каким образом эти подходы помогают справиться с вызовами эпохи искусственного интеллекта. Реляционная педагогика и коучинг. Обе концепции подчеркивают важность взаимоотношений и сотрудничества: 

  • реляционная педагогика фокусируется на создании значимых, уважительных и равноправных отношений между всеми субъектами образовательного процесса.

  • коучинг подразумевает партнерские отношения, где учитель-коуч поддерживает и направляет учащегося в достижении его целей, используя вопросы, обратную связь и создавая экологичное пространство для самостоятельного развития.

Точки соприкосновения реляционной педагогики и коучинга:

1. Фокус на ученике. И реляционная педагогика, и коучинг ставят ученика в центр внимания, уважают его уникальность, ценят его точку зрения и стремятся помочь ему реализовать свой потенциал.

2. Активное участие. Обе концепции поощряют активное участие ученика в процессе обучения. Диалог, рефлексия и совместный поиск решений являются ключевыми элементами.

3. Создание безопасного пространства. И реляционная педагогика, и коучинг стремятся создать безопасную и поддерживающую атмосферу, где ученик может свободно выражать себя, экспериментировать и рисковать.

4. Развитие компетенций. Оба подхода нацелены на развитие компетенций и навыков, необходимых для самостоятельной учебы.

5. Взаимодополняемость. Реляционная педагогика может использовать элементы коучинга для стимулирования самостоятельности и активного участия учеников. Коучинг может опираться на принципы реляционной педагогики, чтобы создать более доверительные и эффективные отношения.

Таким образом, реляционная педагогика и коучинг дополняют друг друга и могут быть эффективно использованы в современных подходах в образовании.

Интеграция реляционной педагогики и коучинга в образовательный процесс — это ответ на вызовы и решение новых вопросов, которые ставит перед нами эпоха ИИ. 

В условиях технологических изменений важно не только использовать инновации, но и сохранять человеческое отношение в обучении. Эмоциональная поддержка, развитие личностных навыков и возможность критического мышления — это то, что отличает человека от машины и делает образование настоящим, живым и востребованным. 

В конечном итоге, реляционные подходы и коучинг помогают формировать новое поколение учащихся, готовых эффективно использовать возможности ИИ и сохранять ценности человеческого взаимодействия.


Ольга Алиева, методист, профессиональный коуч