3 ошибки предпринимателя на пути к масштабированию
16 сен 2024
3 ошибки предпринимателя на пути к масштабированию
Каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с вопросами роста и увеличения своего бизнеса, и этот путь бывает очень тернистым. Давайте поговорим о 3 самых популярных ловушках, которые подстерегают предпринимателя на этапе масштабирования своего дела.
Ошибка 1. Лидер — сам по себе. Лидер — SUPERSTAR.
В эту ловушку часто попадают предприниматели, которые считают, что они уже успешны, состоялись и завоевали свое имя на рынке. Есть заблуждение, что если ты создал что-то уникальное, ты один из немногих на рынке и тебя уже хорошо знают, этого достаточно и ты вправе остановиться в развитии.
Огромная ошибка для предпринимателя — думать, что он уже “superstar” и может больше не развиваться.
Что нужно в современных реалиях, так это чутко улавливать изменения и говорить себе: “Ты крутой, ты эксперт, но это — еще не финал. Смотри, мир меняется, и тебе нужно все время отслеживать новые тенденции, растить свои личностные, лидерские и профессиональные компетенции и двигаться дальше”. И тут встает важный вопрос: какие же компетенции дальше развивать?
Для предпринимателя важно быть актуальным на рынке. Чтобы быть актуальным в нашем новом мире, важно развивать интуицию, способность предвидения. Многие эксперты и консультанты сейчас говорят о том, что мы выходим на новую волну, когда предприниматели начинают развивать свое стратегическое мышление на уровне глобального масштаба. И это путь к тому, чтобы не впадать в стагнацию, а постоянно расти и оставаться актуальным.
Ошибка 2. Бизнес как технология, бизнес “без человеческого лица”.
Еще одна ключевая ошибка предпринимателя на пути масштабирования бизнеса — это “заваливание” в технологические процессы в ущерб развитию людей.
Часто предприниматель находится “в строю”, видит, что актуально на рынке, отслеживает тренды и новшества. Но при этом он упускает из вида ориентацию на внутреннего и внешнего клиента, ориентацию на человеческое.
Тогда руководитель приводит в порядок бизнес-процессы, оцифровывает их, внедряет современные технологии, учиться работать с базами данных. Он направляет внимание на выстраивание crm, платёжной системы, системы контроля за качеством и других бизнес-процессов. Его команда становится технологически прекрасной, но появляется новый риск: упускается из вида сама команда - как внутренний и самый важный клиент предпринимателя.
Здесь мы подходим к ключевой ценности — это человечность или человекоцентричность. Такой формат работы, когда люди ожидают поддержки от руководителя.
В последнее время лидеры стали очень активно расти и учиться выстраивать коммуникацию так, чтобы находить в себе слова человеческой поддержки для сотрудников. Чтобы люди чувствовали, что в их общем деле есть опора. И что они могут быть живыми, переживать и чувствовать, и твой лидер не бросит тебе в лицо: “Мне нужен результат, а все остальное — к психологу или к терапевту”.
Эта тенденция сейчас очень активно набирает обороты, и смещение фокуса на человечность, на клиентоориентированность и внешнюю, и внутреннюю, уже начинает происходить.
Ошибка 3. Лидер, который забывает о команде.
Для того, чтобы “рвануть” на новый уровень масштабирования и развития бизнеса, лидер должен обязательно позаботиться о команде. Внутренняя она или внешняя, выведенная на аутсорсинг — все равно это команда, это коммуникация, взаимодействие и договоренности.
Если этого не происходит, то каким бы гениальным не был предприниматель, его бизнес будет “заваливаться” из-за команды.
Я знаю много случаев, когда, предприниматель теряет силу своего личного бренда. Например, раскрученные дизайнеры теряют клиентов, потому что набирают много проектов, уделяют внимание продвижению, но при этом совершенно утрачивают связь с командой. Это отражается на коммуникации с внешними клиентами, на качестве, и, как следствие, на репутации самого предпринимателя, ведь уровень доверия к имени самого дизайнера падает.
Если предприниматель способен осознать эту зону риска, он должен понять, как важно создавать команду, обучать менеджерский состав, объединять людей на уровне ценностей.
Да, ты — собственник.
Да, имя твоё - уже бренд.
Но это — люди, которые помогают тебе развивать твой бизнес – “Короля делает его свита”. И всегда, когда речь идет о масштабировании, она заходит и о развитии команды. Ведь именно развитие твоего управленческого состава — это залог будущего успеха твоего бизнеса в новом мире.
Елена Дёмушкина,
мастер-коуч (MCC ICF), магистр психологии, ментор, супервизор,
старший тренер Международного Эриксоновского Университета коучинга,
член Ассоциации бизнес-психологов в России.