
Кто такой эриксоновский ментор? (Анна Лебедева)
24 фев 2022
Некоторые коучи видят больше и шире, чем их коллеги-специалисты. Они делятся знаниями с другими, помогают им развиваться в профессии и умеют находить в рядовом специалисте уникальные качества, которые выделят его среди общей массы. Такие коучи называются менторами. Подробнее о том, чем отличаются специалисты эриксоновского формата, расскажет Анна Лебедева — мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF Международной федерации коучинга.
Путь коуча в профессии можно представить в виде лестницы, где каждая ступень – новый этап его карьеры. Сначала новичок, который закончил четырех-модульную программу, затем уровень АСС и/или РСС и т.д. Ментор – это проводник, который помогает подняться по лестнице легко и с удовольствием. Он видит, какие задачи коуч должен решить, и над какими навыками поработать, чтобы вырасти на ступеньку выше.
При этом на каждом уровне у специалиста новые трудности и ограничения. Поэтому методы, которые использует ментор, сильно отличаются для коучей на разных этапах профессионального роста. Например, для начинающего эксперта важно сохранить мотивацию и понять, с чего начать свой путь в профессии. А у коучей, которые прошли первую ступень и стремятся дальше, уже есть конкретные вопросы к ментору: что мне в этой области развить, каким образом свое коучинговое присутствие прокачать, как мне усилить свое слушание и т.д.
Ментор необходим, чтобы точечно работать над компетенциями коуча и дать ему все ответы на вопросы и возможность идти дальше легко и свободно, не задерживаясь на одной ступени.
Эриксоновский ментор
Это специалист, который обладает множеством граней профессионального мастерства. И есть закономерная, четкая и понятная система, которая помогает эти грани обозначить. Речь о программе, на которой мы обучаем менторов необходимым навыкам и даем инструменты для работы с коучами на каждой ступени профессионального роста. После нее у эриксоновских менторов появляется несколько «суперспособностей».
Видеть глубже. При обучении менторов мы работаем над компетенциями, на которые не всегда обращают внимание в программах для коучей. В том числе, учим находить смысл, который стоит за словами клиента, чтобы полностью раскрыть его ответы. Наши менторы учатся помогать коучам делать сессии еще более легкими, прозрачными и при этом целенаправленными и очень эффективными.
Распаковывать личностный стиль эксперта. В нашей программе по подготовке менторов мы показываем, как вести коучинговую сессию, чтобы она включала элементы собственного стиля эксперта. Ментор помогает раскрыть потенциал коуча и вырастить из рядового специалиста уникального, сильного профессионала.
Создавать пространство, в котором неизбежно возникают изменения. Менторы способствуют тому, чтобы эффект от сессий с клиентами был системным. Не через натаскивание на маркеры PCC, а через поддержку и структуру. И это не чудо, а сила точной науки с определенными параметрами.
Понимать природу внутренней мотивации. Часто на пути профессионального роста возникают кризисы, которые сопровождаются неуверенностью. Ментор помогает коучу выстроить эту прочную внутреннюю опору. И эта помощь от него обязательно будет с позиции поддержки. Одна из главных особенностей эриксоновского ментора — он никогда не будет «резать крылья», а, наоборот, подует, чтобы вы могли взлететь еще выше.
Кому подходит профессия ментора?
Есть 2 группы коучей, для которых актуально направление менторства. Это специалисты, которые хотят быть поддержкой для других и взращивать компетенции нового поколения коучей.
Но также это подойдет тем, кто хочет усилить свои навыки. Ведь в школе менторов для коучей мы даем много разных фишек, разбираем огромное количество различных ситуаций и коуч-сессий, которые автоматически повышают ваш профессиональный уровень.
Как проходит обучение
Работа идет в группах по три человека, так эксперты могут обогатить свой опыт разными стилями. Программа длится 9 месяцев, в течение которых специалист создает новую профессиональную идентичность:
- разбираем маркеры компетенций Международной федерации коучинга на уровне РСС;
- учимся делать коуч-сессии более емкими, находить скрытые ресурсы эффективности;
- работаем с глубинными трансформационными аспектами;
- учимся помогать коучам раскрывать запросы клиентов шире и полнее;
- усваиваем различие между индивидуальным и групповым менторингом;
- работаем с фокусами внимания, которые должны быть у менторов при работе один на один;
- разбираем 3 модели группового менторинга.
Каждую среду или каждую вторую среду встречаемся в коучинговой поддерживающей среде, где у каждого есть возможность:
- погрузиться в компетенции Международной Федерации коучинга;
- окунуться в суть эриксоновского коучинга;
- поработать с коллегами-менторами, чтобы усилить друг друга;
- пройти личную супервизию ментора;
- узнать фишки, секреты, стандарты менторов.
Также у каждого есть шанс пройти уникальное тестирование внутренних эмоциональных компетенций и собеседование по его развитию.
Приходите на программу и станьте ментор-коучем эриксоновского формата!

Анна Лебедева
Основатель и директор Представительства Международного Эриксоновского Университета коучинга в России
Мастер сертифицированный коуч (International Coach Federation, Master Certified Coach)
Руководитель Школы Коучинговых Менторов Асессор Коучей ICF (международной федерации коучей)
Преподаватель кафедры Бизнес-психологии НИУ ВШЭ