Менторинг как зеркало зрелости коуча (Алина Светлова)

Назад к списку

Любой профессиональный коуч знает, что для роста мастерства важно обращаться за менторингом. Но знание знанием, а не всем коучам легко вынести на суд другого коуча (или целой группы коучей) свою коуч-сессию. Иногда это прямо вызов-вызов. 
Почему? 
Хочу поделиться некоторыми размышлениями по итогам многолетней практики менторинга, в которой я регулярно выступаю и как ментор, и как менти.

Начать хочется с очевидного факта: страшновато демонстрировать свою работу, зная о собственном несовершенстве. Мысль о том, что сейчас кто-то будет оценивать то, во что ты с таким усилием вкладывался, иногда мучительна. 
Думая так, мы как коучи не замечаем целое облако убеждений, которые на самом деле препятствуют нашему росту. 

Во-первых, кто тот, кто определяет степень нашего «совершенства» или «несовершенства»? Нам кажется, что это внешние наблюдатели, которые, обладая опытом (зачастую намного большим, чем у нас), легко заметят наши огрехи и промашки. В действительности это наш внутренний цензор, этакий строгий критик, который как будто все время соизмеряет то, что вы делаете, с неким внутренним же идеалом. Конечно, вы можете сказать, что всегда нужно стремиться к лучшему, и это нормально – соизмерять свой уровень с неким образцом. Но вот тут и кроется ловушка: а откуда же взялся этот образец у вас внутри? Как и из чего он сформировался? 

При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что зачастую это тот образ, который складывается в нашем сознании на основе наших наблюдений за работой мастеров, учителей. Замечаете? Мы склонны сравнивать себя, начинающего коуча, с многоопытными коллегами, и, разумеется, такое сравнение всегда не в нашу пользу. Для многих коучей становится откровением мысль о том, что когда-то мастера, на которых они сейчас равняются, тоже были начинающими, тоже демонстрировали не все компетенции разом. Интересно, какие сессии проводил ваш учитель, когда у него тоже было 60 или 180 часов практики? Он уж точно не родился гуру, а прошел по пути мастерства большой и тернистый путь. 

Но даже не это главное. Если уж браться за сравнение, что стоит сравнивать соотносимые величины. Иначе говоря, себя стоит сравнивать с собой – например, переслушивать свои сессии, когда было 25 часов практики и когда 50. Что изменилось в том, как вы проводите сессии? Что приросло в компетенциях? Как вы сами меняетесь по мере увеличения часов коучинговой практики? И даже ответ «ничего» - это тоже иногда полезный вывод, для того, чтобы задуматься о том, чтобы что-то изменить. 

Еще один фокус внимания, который неминуемо возникает, когда мы начинаем думать о себе как о менти, это оценка. Мы даже не замечаем, как начинаем думать о себе как о коуче и о взаимодействии с ментором в категории оценок: «Я молодец» или «У меня ничего не получилось» (вплоть до того, что «Я и не коуч вовсе»); «Вот создавать доверие у меня получается хорошо, а контракт у меня слабый (или вообще никакой)». 

Вас можно понять (я сама также когда-то относилась к себе и к своему коучингу). В реальной жизни мы «купаемся» в оценках, явных и неявных. Начинается это в раннем детстве, где мы привыкаем к оценкам, одобрению или порицанию родителей, воспитателей, учителей. Мы на протяжении всего взросления сдаем множество тестов, зачетов и экзаменов. И уж мы-то знаем, каково это – проявляться и за это получить несправедливую или неадекватную, на наш взгляд, оценку. Ребенком мы хорошо запоминаем это ощущение, и во взрослом возрасте нам совсем не хочется его испытывать. 

Однако самое большое заблуждение – это думать, что на менторинге нас и нашу работу будут оценивать. Цель менторинга – поделиться с вами знанием «а как еще», помочь раскрыть именно ваш индивидуальный стиль, подсветить вашу силу как профессионала. 
Ментор уже прошел тот отрезок пути, на котором вы сейчас находитесь, и готов поддержать в создании более легкого и красивого способа его пройти. Почти как в сказке: ментор – это ваш волшебный попутчик, который поможет собрать полезные артефакты и аккуратно преодолеть овражки и буерашки. 

И еще одно наблюдение: полезно замечать чувства и мысли, которые сопровождают намерение пойти на менторинг. Тревожно? Страшновато? Ощущение, что вы «должны» что-то там продемонстрировать, что не соответствует вашей натуре или то, чем вы не являетесь? Это важный индикатор того, что стоит поработать над собой – не в смысле «подкорректировать» себя под компетенции, а поисследовать, почему такой очень рабочий, прагматичный и в чем-то даже технический способ развития коуча, как менторинг, вызывает такие сильные чувства или «мыслемешалку» в голове. 

Завершая эту заметку, не могу не обратить внимание на взаимосвязь таких явлений, как менторинг и уровень доходов коуча. Главная цель менторинга – усиление и рост мастерства, что происходит через развитие коуча как личности и через оттачивание деталей в виде маркеров компетенций. Если коуч растет как мастер, то растет его эффективность в работе с клиентами. Следовательно, клиенты получают более мощные результаты за более короткий отрезок времени. И когда это происходит, стоимость ваших коучинговых услуг – вуаля! – растет неминуемо. 

Вы все еще не решаетесь стать менти на регулярной основе? Есть секретный способ это преодолеть: самому стать ментором, изнутри, так сказать, изучив все премудрости работы ментора. ШКОЛА МЕНТОРОВ ДЛЯ КОУЧЕЙ открыта для вас в нашем Университете >>>

asv2019.png

Алина Светлова, сертифицированный коуч PCC ICF, ведущий тренер Международного Эриксоновского Университета коучинга


Banners_site_Mentor_school_sept2022.png





Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...