Секреты мастерства: осознанность и рефлексия в работе коуча (Елена Дёмушкина)

Назад к списку

mindf2023pic.jpg
В данной статье я хочу продолжить разговор о  секретах мастерства коучей, а именно об осознанности и рефлексии коуча. 

Заметили ли Вы, что информационный и эмоциональный фон, в котором мы все живём в больших городах возрастает? Обратили ли Вы внимание, что всё чаще и чаще от клиентов поступают запросы к коучу о  способах управления своим эмоциональным состоянием, реактивностью, вниманием? Как часто Вы слышите от клиентов запрос на работу с личной осознанностью?

 В переводе с английского языка на русский «mindfulness» имеет несколько значений: состояние «полноты ума», «внимательность», «осознанность».  Предполагается, что слово «mindfulness»   есть перевод с пали на английский язык буддийского термина «сати» (санскр. «смрити» тиб. Drenpa), что означает наличие осознания, внимание, запоминание [1, 3]. В палийских текстах слово «сати» на русский язык обычно переводят как «внимательность», хотя «сати»  имеет более широкий смысл в учении буддизма. 

Джон Кабат-Зинн, автор метода снижения стресса (Stress Reduction) на основе Практики Осознанности (Mindfulness) и один из первых, кто ввёл этот термин в западную культуру. Он говорит о том, практика осознанного внимания  развивает способность управлять своим вниманием намеренно, в моменте и без оценки. [2].

Противоположность состояния осознанности - это неосознанная вовлеченность в происходящее. Именно данный фактор является одним из ключевых, когда мы говорим о  том,  насколько проявляет коуч в сессии мощное  коучинговое присутствие. Здесь очень важно затронуть понятие рефлексии. Каким образом связана осознанность и рефлексия?

Качество  осознанного внимания влияет на степень вовлеченности коуча в процессе диалога  с клиентом. Коуч может осознавать,  наблюдать то, что сейчас происходит, но не рефлексировать при этом. Наблюдать  - означает принимать факт того или другого явления, не проявляя действия. А рефлексировать – означает искать и находить смысл тех или иных наблюдаемых явлений. 

Когда в ответ на заданный вопрос коуча клиент делится своим видением, чувствованием, ощущениями, метафорами, коучу важно оставаться в наблюдении. Его рефлексия в этот момент должна работать особым образом, стать осознанной и наблюдаемой им самим: возникающий личный опыт образ и ощущения коуч наблюдает как свои и тогда он имеет возможность остаться безоценочным, либо, оставаясь в наблюдении и осознавании своей личной истории,   может осознанно привнести интервенцию в сессию посредством компетенции «Пробуждение осознанности»1 . Здесь важно понимать, что речь в данном случае идёт не об импульсивности или рефлексивности, а именно об осознанном управлении внимания и ходом сессии.

Как это связано с течением коучинговой сессии? В ходе коучинговой сессии коуч-позиция коуча предполагает наблюдение, согласие и принятие клиента и его процессов. Коуч наблюдает:
1) себя: свои мысли, ощущения, чувства, тело;
2) клиента: его вербальный и невербальный процесс, мысли, чувства;
3) и развивает третью точку наблюдения – наблюдая и активизируя процесс взаимодействия себя и клиента в форме коучингового диалога помня, что диалог ведется в рамках контракта, то есть желаемого результата клиента на данную встречу [4]. 

Способность осознанно быть во внимании в процессе и вне процесса одновременно, проживать и видеть и в процессе и вне процесса буддизме называется «мачупа» – естественное состояние ума: все принимаю, что возникает и понимаю, что то, что возникает – все их одного источника. 

Рефлексия же важна коучу для понимания потери собственной коуч-позиции, в случаях когда возникает неосознанная вовлеченность в процессы клиента (переносы-контрпереносы, вовлечение в детско-родительные трансакции и другое попадание в личную автобиографию),  и быстрого восстановления коуч-позиции. 

Также коучу важно развивать особую форму рефлексии свободную от собственного опыта, для чистого восприятия смыслов клиента. Личную рефлексию, основанную на собственном опыте коучу важно научиться отключать. 

Как это связано с осознанным вниманием?  Осознанное внимание позволяет перенастроить рефлексию на другой уровень – мы ловим не те смыслы, которые возникают у нас из нашего опыта, а те смыслы, о котором говорит сам клиент.  Способность коуча слышать глубинные смыслы клиента есть еще одна компетенция коуча – “Активное слушание”2.

Практики осознанного внимания помогают подготовить свой ум для восприятия, слышания, чувствования, видения, ощущения.
Когда мы перенастраиваем из осознанного внимания рефлексию, мы вырабатываем новую культуру рефлексии (не по поводу своего бывшего опыта) как восприятия того, что говорит клиент. Всякий раз искать, создавать заново  новые смыслы. Рефлексия становится процессом.

Именно так работает осознанное внимание  коуча в ходе коуч-сессии. Настраивая свою внимательность,  осознанность, коуч может управлять рефлексией и наращивать свои коучинговые компетенции.

_______________________________________
1,2 Название компетенции скорректировано согласно Ключевым компетенциям коуча  ICF, вступившим  в действие в ноябре  2019.

dem2023.png

В статье использованы материалы магистерской работы Е.В.Дёмушкиной «Влияние практики осознанного внимания (mindfulness) на качество работы коуча», НИУ ВШЭ, июнь 2019г. 

Список литературы:
1. Гокхале П. Медитация осознанности и феноменологический подход. [Электронный ресурс] // Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1861 (дата обращения: 05.02.2018)
2. Кабат-Зинн Д. Куда бы ты не шёл – ты уже там. Медитация полноты осознания в повседневной жизни. Пер. с анг. М.Белобородовой под редакцией В.Майкова. М.: изд-во Трансперсонального Института «Класс», 2001
3. Матюшин В., Сорокина А. Лаборатория RealMindfulness.// [Электронный ресурс] // URL: http://realmindfulness.ru/2012/01/intervyu-dzh-kabat-zinna-zhurnalu-time-012012/  (дата обращения: 22.04.2018)
4. Щедровицкий Г. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995г., 800 стр.


mindfulness2023.jpg

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...