Мой коучинг: 8 аспектов живого профессионализма (Анна Лебедева)

Назад к списку

Большая часть моего профессионального пути посвящена коучингу. В начале я росла, как бизнес-тренер, изучала множество подходов к повышению личной и командной эффективности, самопознанию и работе с личностным потенциалом. Сейчас я передаю опыт, наработанный годами практики и экспериментов разными способами: обучая студентов Эриксоновского Университета коучинга, проводя менторинг для сертифицированных коучей, работая с частными клиентами и в корпоративном формате. В этой статье мне хотелось бы поделиться с Вами многогранностью коучинга, его сутью, которая наполняет меня вдохновением и интересом к движению дальше. Что такое коучинг для меня?

time4questions.jpg
1. Возможность задавать вопросы.

Много поколений людям не предоставлялась возможность задавать открытые вопросы. Существовал определенный набор альтернатив, из которых выбрали либо мы, либо за нас.  Нам говорили, что делать и куда идти. Но если путь, по которому ты идешь, не выбран осознанно – он приводит к болезням и депрессии. Работа без искреннего желания и внутренней мотивации подрывает иммунную систему. 
Когда человек задает себе вопросы, он становится по-настоящему свободным. Это новый навык, с помощью которого он может получить доступ к балансу своей жизни, почувствовать себя счастливым. Когда мы ищем ответы внутри себя, в мозгу рождаются новые нейронные связи, он расширяется, развивается, появляется возможность перейти к чему-то новому. В моей жизни коучинговые вопросы привели к значительным изменениям мышления и помогли исследовать темы, которых я ранее не касалась. Я даже не подозревала, какие ресурсы есть у меня и моих клиентов. 

2. Осознанный свободный выбор.
Коучинг помогает нам поверить в свои силы и ответить на вопрос: «Чего я на самом деле хочу от своей жизни?» Для меня очень важно, чтобы мы сами верили в то, что ответ на этот вопрос может продвинуть нас в любом направлении. В любом возрасте мы можем кардинально изменить свою жизнь. Это долгий и чарующий путь, интересный от начала до самого финала. Придется пройти несколько стадий: от осознания, что конкретно мы хотим получить (в материальном плане и на уровне навыков) до создания приверженности своей цели, внедрения новых сценариев и получения того, к чему мы стремились. Движение вперед совсем не так сложно, если является частью ежедневной практики. Как коуч я поддерживаю своих клиентов на этом захватывающем пути, помогаю им быть активными созидателями своей жизни. Клиент принимает решение о том, что он хочет и в качестве «побочного эффекта» получает изменение отношения к жизни. В итоге мы становимся не только счастливыми, но и уникальными, потому что у каждого из нас желания и  устремления индивидуальны – твоя мечта особенна.  Единственное предназначение у каждого свое. Ветер безграничной свободы выбора приносит мне свежие идеи и стимулирует вкладываться в профессию коуча уже много лет. 

3. Способ познания себя.
Я долго искала определенную систему ценностей, примеряя на себя различные мировоззрения и призмы восприятия. Коучинговый подход создал внутри меня резонанс и дал сбалансированный ответ на вопрос о том, что такое по-настоящему зрелая личность. Идея взросления через создание прочного внутреннего стержня вдохновляет и завораживает. Через коучинг я познаю себя и соединяюсь с собой, этот процесс бесконечен, как ежедневная медитативная практика или ежедневный внутренний тренинг. 

Мне, как человеку, который постоянно отслеживает, что происходит с другими, очень интересно увидеть в зеркале то, что я сама создаю в своей жизни. К примеру, готова ли я услышать своего ребенка, который еще не достиг школьного возраста? Готова ли увидеть, как гибко он реагирует на смену моего настроения и вынести из этого уроки? Допустим, мы идем на прогулку и у нас разные предпочтения: дочка хочет покормить уток прямо сейчас, а я настаиваю, что мы сделаем это на обратном пути. Тут мой голос, видимо, меняется, ребенок бросает самокат и уходит в обиде. Я задумываюсь. Я взрослая и уже высказала свое решение, но мы пришли к ситуации "стенка на стенку". Ок, что нужно сделать для того, чтобы перейти к совместному партнерству? "Давай так: мы дойдем до кафе, купим там хлеба и будем им кормить уток. Сейчас у тебя всего несколько печений в кармане, а так будет специальный хлеб, весь только для уток. Ты будешь кормить их дольше, тебе будет гораздо веселее. Так подойдет?» Дочка внимательно слушает, говорит: "Да, мне так подойдет", слезы высыхают, она возвращается на 200 метров назад, поднимает самокат и мы идем вперед в радостном согласии. 

Для меня эта простая ситуация была моментом моей коучинговой остановки: чего я хотела, а что получила, где пропустила промежуточные шаги? Для меня это была история об осознанном выборе и о творчестве – я могла продолжать жестко настаивать на своем решении, но разве мы вышли на прогулку для того, чтобы поругаться?

4. Постоянное развитие.
Постоянный рост и развитие заложены в «генетический код» нашей профессии. Саморазвитие личности и профессиональное развитие коуча является одной из корневых ценностей любого профессионала. Если посмотреть на любого опытного специалиста, которого рынок считает настоящим мастером – внутри обязательно обнаружится бешеный интерес к профессии, любопытство и  самопознание как хобби. При таком подходе каждый клиент становится твоим учителем. Коуч является для клиента зеркалом, которое отражает его процессы, при этом он присутствует в диалоге и как личность. Клиент проявляет на моем зеркале те места, где еще есть пятна – острые темы, вызывающие мою эмоциональную реакцию. Это значит, что чем более мощная личность мой клиент, тем больше я получаю от него возможности развиваться. После этого я могу обдумать то, что происходит со мной, пойти к менторам, супервизорам или на тренинги, чтобы расти в тех точках, которые проявились во взаимодействии с этим волшебным клиентом. Коучу очень вредно застревать в своих привычках и стратегиях. Открытость обратной связи - характеристика мастера в коучинге, иначе нам грозит стагнация. 

Я люблю ходить на выпускные концерты в консерватории или на концерты юных актеров драматического театра. Я сравниваю их с маститыми артистами и представлениями, играющимися в сотый раз, и вижу разницу: глаза юного исполнителя горят, он старается, исследует свою роль, в то время как жесты маститого профессионала часто похожи на точные механические схемы. Эти жесты все еще действуют на публику, мастерство игры оказывает свое магическое влияние, но мне не хочется повторно посетить их представление. Мастерство юных исполнителей меня вовлекает гораздо больше, их горящие глаза зажигают что-то внутри меня и побуждают больше сопереживать тому, что происходит на сцене. Я вижу людей, которые вкладывают энергию, и мне это очень созвучно. 

5. Участие в трансформационных изменениях других людей.
Несмотря на то, что нагрузка с годами увеличивается и график становится более плотным, мне очень интересно работать с индивидуальными клиентами. Мне нравится попадать в резонанс с людьми, откликающимися на мой подход, создавать для них трансформационное пространство, где они зададут свои ключевые вопросы и с моей помощью найдут ответы. Меня восхищает, что буквально полгода работы приводят к кардинальным изменениям внутри и в окружении клиента. Можно описать процесс трансформации на примере шарика для гольфа. Допустим, мячик хочет переместиться в долину по ту сторону горы, в другой ландшафт, но у него нет понимания, как туда добраться. Он может «пробиваться» через горную породу, преодолевать препятствия и в попасть туда, к своей цели, заплатив огромную цену,   измученным и в лохмотьях. Как коуч я помогаю ему увидеть: путь не так опасен и страшен, как кажется в начале, можно перейти в новый ландшафт в своем темпе, с удовольствием и обжиться в новой долине со вкусом. Можно создать вокруг себя поддерживающую среду и инфраструктуру, чтобы никаким воздействиям не было под силу выбить тебя из новых обстоятельств. Больше всего мне нравится работать с теми клиентами, которые действительно хотят пройти этот путь, а я как коллега и соратник помогаю им увидеть карту, ландшафт, распаковать "сигналы Вселенной" на их намерения, чтобы они продвинулись вперед.

6. Способ определить главное.
На основе многолетней практики, я, как и многие опытные специалисты, полагаю, что знаю, как «правильно» проводить коучинг. Однако бывает полезным обнаружить, что часть профессиональных привычек, которые кажутся тебе естественными, совсем не обязательно нужны твоему клиенту для прогресса. Меня очень вдохновляет «метод вычитания», которому я обучилась после общения со своими менторами. Они слушали мои сессии и давали обратную связь: что из того, что я делала, с их точки зрения казалось необходимым и достаточным, а что - избыточным. Они обращали мое внимание на то, что я сама не замечала: "Вот это для клиента прекрасно сработало, а вот здесь ты постоянно что-то делаешь, это твой шаблон, но не для всех оно нужно". Я постоянно задаю себе вопросы: все ли из того, что я делаю, приносит пользу клиенту? Каков тот необходимый, но достаточный уровень мастерских действий, которые приводят человека к результату?

7. Путь к «внутреннему Гагарину». 
В своей работе я основываюсь на международных стандартах ICF. В профессиональном сообществе существует несколько уровней коучингового мастерства, высший из которых – MCC (Master Certified Coach). В первый раз я подала заявку на прохождение сертификации MCC в 2010 году и не сдала нужный экзамен. С тех пор получение этого статуса перестало быть самоцелью и превратилось в увлекательный процесс. Я становлюсь в разы лучшим коучем, тренируясь в этом процессе, а итоговый статус - просто внешнее подтверждение внутренних изменений. Это напоминает фигурное катание на Олимпийских играх: есть 11 параметров, по которым тебя судит строгое жюри. Мою работу оценивают люди, которые совершенно меня не знают, в этот момент мое имя и все, чего я добилась в профессии, остается за дверью, есть только я и клиент. Меня поддерживают компетенции, которые важно держать в балансе. Никто не требует, чтобы сессия была незабываемой для клиента, но она должна отвечать стандартам.  
Почему именно Юрий Гагарин полетел в космос? Было много подходящих кандидатов и все они были хороши. Для меня путь к МСС - это путь к своему внутреннему Гагарину: как стать тем, кто не просто талантлив в чем-то одном, но способен проявлять себя очень высоко по многим параметрам? К тому же, обретя этот статус, мне будет легче транслировать свои мысли, а людям – меня услышать. 

8. Работа, которую я хорошо делаю. 
Я работаю для конкретных людей, а не для общества в целом. В нашей стране и в мире есть много несовершенств, хочется быть вкладом в позитивные изменения. Многие из тех, кто задумывается над морально-нравственными вопросами, спрашивают себя: "Почему я сижу в престижном офисе, с дорогой чашкой кофе, беседую с этим человеком, когда в какой-нибудь деревне не хватает учителей русского языка?" Я для себя ответила на этот вопрос вместе с Мэрилин Аткинсон лет 12 назад и больше к нему не возвращаюсь, хотя слышу его от многих моих студентов и даже бизнесменов, когда они начинают "пробуждаться" и задаваться вопросом о миссии. Я поняла, что если я буду делать свою работу с энергией, как супер-профессионал, то по цепочке, через своих клиентов, я передам этот импульс на дальнее расстояние и он дойдет до той деревни. Если я буду заниматься своим делом, которое у меня получается лучше всего на свете, то кто-то там будет заниматься своим. Мое вдохновение будет заразительным. Наше с коллегами стремление к прогрессу повлияет на конкретных людей и они начнут делать что-то конструктивное для других. Тема миссии перестала быть для меня вопросом выбора, стала ясна, интегрируется, как часть основной мотивации хорошо работать на своем месте.



anna2016.jpg
Анна Лебедева
директор представительства 
Международного Эриксоновского Университета коучинга в СНГ



Подготовила Вероника Заец




Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...