Магия метафоры: работа с метафорическими ассоциативными картами (Анна Лебедева)

Назад к списку

Совсем скоро в Эриксоновском Университете состоится тренинг Мэрилин Аткинсон «Коучинг с углубленными метафорами и работа со сновидениями». В преддверии этого события я хочу рассказать вам об одном из самых эффективных прикладных инструментов в работе коуча – метафорических ассоциативных картах. В этой статье мы рассмотрим типичные вопросы, которые могут возникнуть у тех специалистов, которые пока не знакомы с данной методикой. 

cards2019.jpgЗачем МАК используют в коучинге?

Для этого есть несколько причин.
Во-первых, работа с визуальными образами и метафорами – это «золото коуча», так как метафоры, которые рождаются у клиента, зачастую являются ключом к трансформационной энергии, к изменениям. Когда мы привносим в коучинговую сессию метафорические карты, мы выходим из зауженного мышления об ограничениях и даже нересурсные мысли клиента можем преобразовать в еще пока неисследованные возможности.

Во-вторых, самим коучам зачастую бывает непросто вести сессию. Может, запрос клиента резонирует с их личной историей, может, сессия идет трудно, будто через силу. В этот момент может быть очень полезно иметь при себе колоду метафорических карт. Короткая практика свободных ассоциаций, связанных с запросом клиента – у клиента появляются свежие мысли, а самому коуч становится значительно легче вернуться в состояние коучингового присутствия. Коуч возвращается в ресурсность. Ощущение полезности, действенности работы подпитывает его и помогает эффективно проводить сессию с клиентом. 

Есть еще одно преимущество метафоры как части коучингового процесса. Случается, что клиент приходит с такой темой, которую он не может в подробностях осветить коучу. Там, где важно сохранить анонимность участников истории, мы подключаем метафорические образы. Так мы сразу же переходим на уровень смысла, оставляя за бортом, с кем конкретно происходит взаимодействие, которое вызывает затруднения. Коуч не узнает дополнительных личных подробностей из жизни клиента, при этом все равно имеет возможность задать мощнейший трансформационный вопрос на уровне его жизненной философии, миссии.

В чем особенность колоды метафорических карт, выпущенной МЭУк?

Лично я работаю с метафорическими картами с начала 2000-х.
На рынке России появилось много хороших колод МАК, однако мне понадобился Коучинговый, не терапевтический визуальный ряд. Мне хотелось взять нейтральную широкоформатную колоду, которая подходит всем. На нашей колоде карт только фотографии – природы, людей - во взаимодействии, в деталях и общей перспективе. Мы подходим к запросу клиента через то, как он создает  свою реальность, и нужна была колода, в которой будут присутствовать разные символы для людей с разным мышлением. Так мы активизируем трансформационный процесс в человеке, расширяем угол обзора, при этом не выходя за рамки позитивного, ориентированного на решение языка, на который опирается Эриксоновский Университет. В эриксоновском коучинге мы не повторяем негативные формулировки клиентов, не фокусируемся на его ограничениях, мы хотим, чтобы он отошел от того места, где есть затруднения, и начал поиск в том направлении, где решение существует. Визуальные образы помогают переместиться в символическое пространство и, возможно, не сразу найти решение, но запустить процесс мозгового штурма.

При работе с какими клиентскими запросами лучше всего использовать метафорические карты? 

Полагаю, что почти с каждым. Но есть все же несколько групп запросов, с которыми техники МАК лучше всего «дружат»:
> Поиск творческого решения. Когда есть ситуация, требующая нестандартного подхода, стресс препятствует подключению креативной части мышления. В таких ситуациях несколько метафорических образов могут мгновенно вывести клиента из ментального тупика.
> Личный эволюционный путь развития. Зачастую люди требуют от себя рывковых сдвигов, и удивляются, почему они не происходят. Но любой привычке необходимо время на интеграцию. И если клиент может с помощью карт разложить определенный путь с препятствиями, ресурсами, наставниками, трансформациями, то он видит, как у него пошагово формируется определенный навык.
> Вопросы, связанные с самоопределением и партнерством. Кто я? Каков другой человек? Какие у нас взаимоотношения друг с другом, каких мы хотим в будущем? Определение себя, другого, взаимосвязей между нами.
> Горизонт планирования на большой срок. Клиент выбирает карты, которые будут являться для него маячками-символами в длительной перспективе. 


mac.jpgКакова роль коуча в интерпретации метафорической карты?

Главное, что нам нужно помнить: интерпретация метафоры – это работа клиента, часть его процесса. Если клиент испытывает затруднения с описанием своих ассоциаций, то мы можем предложить ему несколько начальных вариантов, для того чтобы «разблокировать» поток творчества. Но после этого коуч отстраняется, чтобы процесс клиента лавинообразно пошел вперед. Начав креативить, мозг не останавливается, и даже после сессии продолжает находить ответы на поставленные вопросы, прокручивать обнаруженные мысли и выявлять глубокие ценности. 

Работа коуча заключается не в интерпретациях, а в вопросах и выходе на глубокий уровень. Жестом, взглядом, интонацией, глубинным молчанием, мы помогаем обратить взор на уровень скрытых смыслов. Любой инструмент, с которым мы работаем, это всего лишь инструмент, а то, чем коучинг и славится – это чуткая интуиция коуча, которая подмечает, что в данный момент происходит с клиентом. Что сейчас важно – задать широкий вопрос или сузить тему обсуждения, потому что мы приближаемся к финалу сессии? 

Какие существуют техники работы с метафорическими картами?

Конечно, рассказ об этом замечательном инструменте был бы неполон без перечисления конкретных техник, которые вы уже сейчас можете применить на сессии с клиентами:

1) Предложите клиенту выбрать карту, символизирующую его запрос, вторую карту для решения, третью карту для шагов навстречу этому решению и рассказать вам о том, чем они соотносятся, чем обусловлен его выбор, что в является особенно ценным, как происходит этот путь.

2) В коучинге отношений предложите клиенту выбрать символы: карту, которая символизирует его самого; партнера; карту их взаимопонимания; карту разногласий. Клиент может поискать карту ресурса, чтобы переформулировать конфликтную ситуацию и перейти в новое состояние. 

3) Попросите клиента рассмотреть образы и выбрать противоположности. Например, нересурсное – ресурсное состояние, стратегическое – тактическое мышление, делегирование полномочий – тотальный контроль. Поисследуйте карты-образы с точки зрения терминов, куда бы хотел прийти клиент? 

4) Предложите клиенту выбрать карту, с которой у него больше всего ассоциируется коучинг, роль коуча, клиента. И попросите рассказать, что может быть самым наилучшим результатом от взаимодействия с Вами. Далее попросите его выбрать мечту, к которой он идет, и препятствие, которое стоит на пути, ментора-наставника, который может ему встретиться, и сложить историю, рассказать о своём путешествии героя.

5) Попросите клиента разложить линию времени на 10 лет - каждый год будет являться отдельной картой (например) - и рассказать о своей эволюции, ежегодном росте. 

В своей работе каждый коуч встречает клиентов с разным уровнем саморефлексии и образностью мышления. Есть люди, которым легче работать с метафорой. Когда ты приходишь к ним на сессию, ты видишь, что у них есть метафора себя, своего пути, они могут ее расширить. Другие клиенты приходят с некоторыми сложностями, им бывает сложно в словах описать, что их останавливает, а что может быть ресурсом. При этом в своем внутреннем мире мы все равно используем метафорический способ определения себя. И те, кто это хорошо осознает, и те, кто мыслит иначе, все равно живут в мире ассоциаций и создают символический контекст, а работа с метафорическими ассоциативными картами помогает облечь его в слова и использовать как топливо для трансформации.

Подготовила Вероника Заец



metaphore2019.jpg

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...