Коучинг и инструменты оценки модели поведения и личности человека: по типологии личности DISC и эмоциональному интеллекту TEIQue (Елена Павловская).

Назад к списку

teiq.jpgПервый раз я серьезно задумалась о коучинге год назад. В тот момент я встречалась с одним из своих постоянных клиентов – успешным бизнесменом и управленцем крупного российского холдинга, который охотно использует в своей практике инструменты оценки и развития персонала для работы со своими людьми. Наша встреча была посвящена эмоциональному интеллекту и его личным результатам по тесту TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire). Вместо положенного часа, мы проговорили с ним около двух часов, и я видела, как зацепила его тема личного развития и рефлексия на тему изменений в жизни в целом: куда идти, что делать, как справляться, если не получается. В конце нашей сессии по обратной связи он попросил меня провести ему несколько дополнительных коуч-сессий, потому что понял, как он мне в последствии сказал, что мои вопросы и моя заинтересованность, мой подход к беседе, все это помогает ему думать и разбираться с желаемыми изменениями в собственной жизни и бизнесе, и ему хотелось еще покопаться внутри себя. Он нащупал свой личный наркотик, наркотик для интеллектуала.

В тот раз мне пришлось ему отказать (а точнее передвинуть встречи на неопределенный период в будущем), потому что я не владела необходимыми навыками коучинга для проведения многоуровневых сессий, направленных на результат, а заниматься «профанацией» - не мой стиль работы с клиентами. Но та встреча перевернула и мою жизнь тоже, дав толчок развития в новом неизведанном направлении. Тогда-то я и поняла, что пришла пора для постижения новой профессии, которая так сильно коррелирует с моей профессиональной деятельностью – бизнес-консультант.

Потом была встреча с другим собственником бизнеса, который хотел индивидуального подхода к своему профессиональному развитию и вдохновения на изменения и еще один. Я заметила, что тема самоактуализации, понимания себя и личностного развития интересуют многих успешных людей, а навыки коучинга не просто позволяют развить новое направление бизнеса для себя, но и сделать мир лучше, а людей счастливее. Так начался мой путь к коучингу.

Мы можем много слушать и рассуждать о чем-то, что, как мы думаем, знаем и понимаем хорошо, но наилучшее осознание того, с чем мы работаем, приходит только при личной встрече или практике (Е.Павловская, после первой коуч-сессии в роли коуча).

Если честно, то до момента поступления к Эриксоновский университет, я думала, что коучинг – это просто: сел напротив клиента поудобнее, послушал, позадавал вопросы, направил в нужную сторону и всё, все счастливы. Как же я ошибалась! Коучинг стал для меня открытием. Несмотря на то, что в своей практике я применяю элементы коучинга такие как, например, безоценочное восприятие клиента, вера в его возможности, использование открытых вопросов при предоставлении обратной связи по результатам оценки, эти приемы обновились и усилились после обучения в Эриксоновском университете. Взгляд в будущее, выход из принятых шаблонов мышления, мечты, которые становятся целью, мотивация на достижение целей – все это заиграло новыми красками в моей рабочей практике и изменило меня и мое отношение к жизни навсегда. Но сегодня не об этом, а о том, что помогает мне быть не просто коучем, а мега-восприимчивым, гибким и понимающем коучем: инструменты оценки личности человека.


Когда я провожу коуч-сессии со своими клиентами, я часто прибегаю к помощи инструментов оценки модели поведения и личности человека: Профильного анализа личности, основанного на типологии личности DISC, и оценки эмоционального интеллекта TEIQue, который основан на психологии личностных черт. Я заметила, что эти инструменты позволяют мне понять поведенческие особенности моего клиента: каковы его ценности и движущие силы, что его может мотивировать в работе или личной жизни, на чем он основывается при принятии решений, насколько он эмоционален или сдержан, насколько открыто он будет говорить о своих достижениях и даже о том, с чем связан его запрос. Это, в свою очередь, помогает мне быстрее «прочитать и почувствовать» человека, погрузиться в его запрос, понять причины этого запроса и выстроить с ним диалог на понятном ему языке, подобрать вопросы и техники, которые максимально помогут раскрыть его «боль». Так, по результатам теста по оценке эмоционального интеллекта, люди с невысоким баллом по элементу «Самооценка» скорее всего будут работать с уверенностью в себе, верой в свои способности и навыки, или даже с признанием своих достижений. Люди с высоким баллом по элементу «Самомотивация» с большей долей вероятности будут исследовать сферу делегирования или баланса «работа-личная жизнь», который сказывается на всех сферах жизни и не всегда положительно. Если рассматривать типологию личности DISC, то люди, которые всецело ориентированы на результат (обладающие высоким фактором D - доминирования), могут «прокачивать» сферу взаимоотношений, так как чаще всего это является их зоной развития. Также они учатся мечтать через коучинг, потому что люди с такой моделью поведения довольно рациональны и критичны, и не способны представить «радужную картину в будущем», без фактов и логики, хотя именно эта «радужная картина» порой позволяет взглянуть на их жизнь под другим углом и открыть новые перспективы, как в бизнесе, так и в жизни в целом. 

Интересным наблюдением оказалось и то, что люди с высоким фактором S или C склонны дольше размышлять в течение коуч-сессии по сравнению с людьми с высоким фактором D или I, значит и подход к ним должен отличаться. 

Помимо того, что инструменты оценки помогают мне, как коучу, найти эффективный подход к клиенту, индивидуальные результаты оценки также помогают и самому клиенту понять, с чем связаны те или иные реакции или поведение в его жизни.

В недавней практике столкнулась с интересным случаем, когда я давала одному из руководителей компании-клиента обратную связь по 360 (это был не коучиновый проект). Этот самый руководитель начал с порога кричать и обвинять меня и мой инструмент в низкой валидности, неправильном подходе, полной дискредитации результатов и т.д. Я не стала включаться в конфликт, вслушиваться в его обвинения в свой адрес и реагировать на них, а, вспомнив один из модулей обучения в университете, стала наблюдать за его языком тела и «читать между строк», слушать не то, что конкретно он выкрикивает, а то, как он это выкрикивает, какие слова он чаще всего повторяет, его тон, его движения и мимику. Я вдруг увидела человека, который потерялся, потерял свой авторитет в глазах руководителей и своих подчиненных, который не может справиться со сложившейся ситуацией на работе, который не может найти поддержку у людей, которые его окружают и, главное, не понимает, что с ним происходит. И тогда, вместо стандартных фраз и объяснений, я начала задавать вопросы. Его реакция была немедленной: он успокоился, с интересом посмотрел на меня, сел, выпил воды из стакана, стоящего перед ним, и спокойно начал говорить со мной. В конце концов оказалось, что при всех прочих проблемах, все дело было в жене, которая завела его с утра из-за неправильно заказанного ламината для дачи. 

Получается, что коучу также важно понимать себя и свою модель поведения, чтобы эффективно выстраивать сессии со своими клиентами. Взорваться и вступить в конфликт порой проще, чем включить наблюдение и стать фасилитатором этого самого конфликта, выводя его в конструктивное русло. Я отметила для себя, что коучи, у которых более развита эмпатия (сопереживание) и восприятие эмоций, более успешны в своей карьере, потому что они умеют услышать и увидеть своего клиента, понять его направление мысли и его ценностную систему. Обучающиеся коучингу с высокой самооценкой проще переносят свои неудачи в сессиях с клиентами, берут опыт на вооружение и двигаются дальше. Коучи с высоким фактором I в своем профиле личности чаще ожидают эмоциональной реакции со стороны клиента по итогам коуч-сессии по сравнению с коучами с ведущими факторами C или D. А если у кого-то вдруг нет тех самых нужных качеств, то это можно взять под контроль и научиться их включать, используя определённые техники и инструменты.

Оценка клиентов по Профильному анализу личности (DISC) и эмоциональному интеллекту TEIQue, несомненно, отлично помогает коучу предвидеть реакции клиента, его способ мышления, например, кто он - «велосипедист» или «гольфист»? Но дополнительным бонусом еще является и осознание ценностного образа себя, то, что остается неизменно ценным для каждого человека, не зависимо от его типажа личности.

Осознание ценностного образа себя помог мне, например, в становлении себя как коуча, помог применять принципы Милтона Эриксона в работе с клиентом, двигаться в соответствии со своими ценностями, а не «я должна» или «мне нужно». Личные ценности двигают в направлении мечты, вдохновляют на достижения, позволяют ощущать счастье в каждый момент жизни. И в этом наблюдается связь между коучингом и оценкой Профильный анализ личности и оценкой эмоционального интеллекта. И в первом и во втором случае наиболее ценным является принятие человеком самого себя. Все не идеальны, и в то же самое время каждый человек уникален и талантлив по-своему. Понять себя, познать свои сильные стороны и зоны развития, определить свои возможности, осознать свое миссию и то, какую пользу я приношу своему ближнему и дальнему окружению, а возможно и целой вселенной, - это та осознанность, которая позволяет жить в мире с собой и окружающим миром.

epavlovskaya.jpg
Елена Павловская
выпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...