Партнерство и наши ожидания или коучинг как парный танец (Ирина Кадочникова)

Назад к списку

partners_kadochnikova.jpg
В любых событиях жизни человека есть то, что он ожидает от этого события и то, что происходит на самом деле. Ожидания влияют на фокус внимания, на то, что человек замечает и то, что ускользает от его внимания. Когда мы взаимодействуем с людьми происходит тоже самое. Мы ожидаем что-то от самого процесса коммуникации, от себя, от партнера по коммуникации. То, во что мы верим влияет на наши ожидания и, как следствие, на процесс и результат нашего взаимодействия. Подобное явление актуально для каждого из нас в разных сферах: в партнерстве в семье, в партнерстве в бизнесе, в партнерстве в любой коммуникации. Для коуча ожидания важны особенно, так как они влияют на весь процесс коучинга, на способность быть в партнерстве с клиентом, а значит и на эффективность самого коучинга. Способность быть в партнерстве в коучинге, на мой взгляд, ключевой элемент во всем коучинговом процессе. И это больше, чем просто компетенция коуча. Это способность личности быть в партнерстве, гармонично себя ощущать в неизвестности, которая допускает свободу выбора каждого, гибкость и пластичность процесса и при этом ценность каждого элемента системы. 

В этой статье я предлагаю рассмотреть именно партнерство в коучинге в качестве примера, предполагая, что таким же образом мы можем рассмотреть любое другое партнерство. Для яркости и наглядности примера я также предлагаю посмотреть на партнерство в коучинге как на творческий процесс, используя для этого метафору танца.

Занимались ли Вы когда-нибудь танцами как видом спорта? Возможно, у Вас танцы были как хобби или любимое занятие? А может Вы танцуете сейчас? Или может быть Вы наблюдали танцующие пары? Любые ваши наблюдения танцоров помогут в этом исследовании.

Что Вам нужно, чтобы выйти с партнером на танцпол? Кто-то скажет желание и наличие партнера. Кто-то добавит музыка. А кто-то добавит ещё знание танца, свои танцевальные навыки, умение партнера танцевать. Так постепенно добавляются всё новые и новые условия, меняются ожидания и требования к самому танцу и становится невозможной совместная импровизация.

Что мешает партнерству?
1. Ожидание запланированного заранее танца. Вы идете танцевать вальс. А Ваш партнер вдруг захотел станцевать джайв. Пока Вы не договоритесь какой будет танец, совместный танец будет похож на «Квартет» из басни С.Крылова. В коучинге это может быть вариант запланированного запроса на коуч-сессию или запланированного инструмента. Клиент пришел и актуальность темы поменялась, в приоритет попала совсем другая.
2. Ожидание, что танец будет определенным все танцевальное время, без смены стилей и остановок. Это ожидание возникает, когда договорились танцевать что-то определенное, а вдруг кто-то из партнеров хочет импровизировать и делает это без предупреждения. В коучинге такая ситуация может возникнуть, когда меняется запрос, подсветили тему, которая к другому специалисту, когда произошло не понимание ролей.
3. Ожидание собственной красоты или исключительных своих навыков в танце. Это ожидание создает концентрацию внимания на собственных движениях и сильно отвлекает от партнера и чувствования всего процесса. Принцип «Я прекрасна, у тебя со мной всё получится» создает изначально ситуацию ведущего и ведомого и не способствует равному партнерству. В коучинге такая ситуация может быть связана с тем, что коуч думает, что много раз уже в подобных целях эффективно сопровождал, с подобными людьми коуч-сессии проводил и вообще знает хорошо систему ценностей, потребностей и желаний таких клиентов.
4. Ожидание особых навыков у партнера. Принцип «Ты прекрасен, у меня с тобой всё получится» противоположен предыдущему принципу и также не способствует равному партнерству. Ответственность возложена на партнера больше, чем на Вас. А фокус внимания смещен на партнера, что не позволяет чувствовать собственное тело. В коучинге может проявляться, когда коуч полностью идет за клиентом, пытается нравиться клиенту, восхищается любым проявлениям клиента.
5. Ожидание оценок судей. Возможно, Вы видели спортивные танцы, наблюдали за танцевальными конкурсами или даже участвовали в них. Красота танца возможна только в том случае, если конкурсанты получают удовольствие от самого процесса, чувствуют друг друга и быстро со настраиваются при необходимости. Фокус не на правильности процесса, а на естественности. Именно такая пара выигрывает. В коучинге подобные ситуации могут возникать, когда коуч записывает коуч-сессии для сертификации. Любая попытка сделать коуч-сессию правильной снижает уровень доверия коуча к самому себе, снижает чувствительность к изменениям в процессе коучинга и отвлекает от клиента.
6. Ожидание предстоящего конкурса. Это ситуация, когда один из партнеров готовится к конкурсу. Внутренний голос сильно настроен на правильность, как в прошлом примере. А второй партнер может даже не знать об этом. В коучинге такой вариант часто встречается, когда коуч готовится к сертификации, находится в процессе обучения или подготовки к экзамену. Внутренний индикатор также настроен не на ту волну, требуется перенастройка на доверие и полное присутствие.
7. Ожидание определенной обстановки или атмосферы для танца. В танце это могут быть покрытие пола, наличие зеркал, людей и даже соответствие одежды и обуви теплоте помещения. Все влияет на комфорт танцоров во время танца. Также и в коучинге: место проведения коуч-сессии, возможность отключения гаджетов, отсутствие дополнительных слушающих устройств, освещение помещения, наличие свежего воздуха, питьевой воды или чая, всё может сказываться на взаимодействии. О таких элементах часто забывают, но они тоже могут влиять, а значит необходимо согласование с партнером.

Ожидания создают внутренние диалоги и затраты энергии, снижая при этом уровень нашего присутствия в коммуникации. Осознание ожидания, переключение внимания на полное присутствие и диалог с партнером помогает направить энергию во взаимодействие, создать творческий поток. И тогда результат будет естественным завершением процесса.

Представленный выше перечень можно продолжить. Вы можете задать себе вопросы:
1. Что Вы ожидаете от партнера? 
2. Что Вы ожидаете от себя?
3. Что Вы ожидаете от коучинга, как от процесса?

Ответы на эти вопросы помогут вам определить то, что Вы верите сейчас, Вашу философию: что Вы думаете о себе, о Ваших клиентах, партнерах, верите ли Вы в себя, доверяете ли себе, верите ли Вы в них, доверяете ли Вы им, верите ли Вы в вас, как в партнерство, способное творчески разрешать любые задачи. Всё это влияет на то, как сейчас Вы выстаиваете партнерство в коммуникации. И если вы хотите что-то изменить, то, возможно, Вам помогут вопросы: 
• Что вам нужно позволить себе?
• Что вам нужно разрешить себе?
• Что нужно принять?
• Что допустить как вариант или мысль?
• На что осмелиться?
• Во что поверить?

И конечно, в заключении нужно сказать, что отвечать на все эти вопросы стоит лишь в том случае, если Вы точно знаете, что хотите быть в партнерстве и Вам это важно. Любое партнерство возможно только тогда, когда каждый из партнеров хочет и готов быть в таком взаимодействии, исследовать его, договариваться и импровизировать совместно в моменте.

ikad_vcv.jpg
Ирина Кадочникова,

Кандидат экономических наук, магистр социологии
Профессиональный Коуч Сертифицированный Международной Федерацией Коучинга - PCC ICF
Ведущий тренер Международного Эриксоновского Университета Коучинга 
Сертифицированный ментор и сертифицированный супервизор – ССЕ ICF

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...