icon

Корзина

Все публикации.
555555555

Синергия мастеров: Анна Лебедева и Юлия Булгакова выводят командный коучинг на новый уровень.

20 фев 2020

Instagram_ Erickson_Kouching_Komand2_1100x1100px-01 (1).jpg
С 25 - 27 сентября в Международном Эриксоновском Университете коучинга пройдет один из самых сильных и актуальных тренингов - “Командный коучинг”. В этом году его впервые проведет дуэт признанных профессионалов - Анна Лебедева, MCC ICF, руководитель российского подразделения МЭУк и Юлия Булгакова, PCC ICF, ведущий тренер МЭУк. Мы побеседовали с тренерами о предстоящем событии, командном коучинге и о проблемных точках управления командами в России.


Анна, как Вы познакомились с Юлией и как пришли к идее вести тренинг совместно?

Анна Лебедева (А.Л.): Мы познакомились в 2006 году,  когда открывали представительство Эриксоновского коучинга в Новосибирске. К тому времени она была одним из известных тренеров в городе, занимала верхние строчки  в рейтингах и много работала в корпорациях. Она присоединилась к нам, обучалась коучингу, и стала его применять с командами не только в Новосибирске, но и в других регионах. За эти годы у каждой из нас сформировалась своя уникальная компетенция в коучинге команд. Идею совместного проведения тренинга мы мечтали воплотить очень давно. Я работаю в командном коучинге с 2004 года, и за это время в компаниях укрепилось понимание того, что сила в команде, а социальный запрос на то, чтобы команды работали слаженно, колоссальным образом вырос.

Юлия, не могли бы Вы немного рассказать своем пути в профессию коуча?

Юлия Булгакова (Ю.Б.): Я – профессиональный музыкант по образованию, пианистка, закончила консерваторию и долгое время успешно работала в этой сфере. Потом я заинтересовалась психологией развития таланта. Мне было искренне интересно, в каких условиях талант развивается, а в каких гаснет? Почему некоторые люди не реализовывают свой потенциал? Когда в 90-е годы престиж профессии упал и я почувствовала, что пришло время глобальных изменений, я пошла учиться на психфак в университет, получила второе высшее и долгое время консультировала как психолог. Все было интересно, но мне катастрофически не хватало свободы в методах и подходах классической психологии. 

Когда я случайно нашла информацию о коучинге, мне очень откликнулись ценности и философия метода. Тогда же я поняла, что хочу работать с командами, с разными группами людей, которые соединяются вместе и чувствуют себя частью чего то большего.  Что с ними происходит, когда они, как единый оркестр со своим дирижером, помогают  публике, что называется, «прикоснуться к раю»? Как создать эту возможность в бизнесе? Когда клиенты, деньги, продукты, услуги – все соединяется в один живой организм и ты как часть команды можешь сделать то, что тебе неподвластно в одиночку, даже если ты гений? Эта тема меня очень интересовала, и до сих пор я поддерживаю команды на их непростом пути. Я не обучаю, а сопровождаю их подчас сложные запросы: выход из кризиса, тупика, из ситуаций, когда непонятно, можно ли что-нибудь сделать в принципе. Как двинуться туда, не знаю, куда, оттуда, откуда сложно двигаться – это моя основная тема в работе с командами.

Вы обе присутствовали на тренингах друг у друга и уже несколько раз вели их вместе. Что Вы можете сказать про коллегу, как про тренера?

А.Л.: Мне Юлин стиль нравится своей подлинностью, она хорошо прорабатывает сама себя, чтобы на тренинге дарить людям именно то, за чем они пришли. У нее всегда все ярко, точно, с эффектом «здесь и сейчас». Участникам сложно «утекать» в телефоны или думать о чем-то другом, потому что она захватывает аудиторию и держит ее внимание все время. Она ведет много разного рода командных мероприятий, и этот опыт легко считывается и добавляет ценность к материалу именно тем, что он щедро орошен яркими историями из жизни компаний. В работе Юлии есть определенная провокация, которая заставляет задуматься, так ли эффективны шаблонные привычки и сложившиеся модели? Не пришло ли время сделать им апгрейд? Для начала, подумать, а потом еще и сделать шаги к изменениям.

Ю.Б.: Работа в паре – это особая история. У меня огромное ожидание этого. Мы с Анной уже неоднократно вели модули в Москве и для меня это всегда радостная  встреча с очень глубоким, сильным, ярким, творческим, талантливым партнером. Для меня Анна – это очень мощный по силе, глубине и возможностям тренер. В совместной работе  очень важно, что люди обмениваются не только тем, что делают прямо сейчас, но и теми потенциалами, которые есть внутри. С Анной этот обмен – жизненный, профессиональный, личностный -  получается легко. Это большая редкость и очень ценный ресурс для меня.

Мне бы хотелось задать несколько вопросов вам как экспертам по работе с командами, которые обладают актуальной информацией о бизнес-среде по всей Россий и за рубежом. По каким внешним признакам можно понять, что лидер команды/компании не справляется?

Ю.Б.: Есть фактические вещи, и есть вещи не явные, но которые сильно влияют на фактические. Первое, что я отмечаю – это напряжение. Второй момент - отсутствие открытой обратной связи, искренности, открытости, когда  человек не может спокойно сказать, что ему не нравится, не подходит, потому что в ответ получит либо игнорирование, либо отпор. Начинается увеличение нагрузки на авторитарное управление, а это очень сложно для руководителя, даже если компания небольшая. Третий очевидный признак проблем в управлении – конфликты. Людям сложно договориться, и они переходят к конфликтному способу разрешения споров. Самые явные фактические признаки – унылая атмосфера, падение показателей и невыполнение задач в срок. Вот это уже явный сигнал, что надо что-то срочно делать с методами управления. Собственно, искусство руководителя – это как раз видеть неявные признаки, небольшие колебания в эффективности, чтобы откорректировать работу до того, когда они превратятся в большую проблему.


Вы красочно описали последствия проблем в управлении командами, а каковы могут быть причины? Могли бы вы выделить, например, по три основные проблемы, которые актуальны сейчас в управлении командами в российском бизнесе?

Ю.Б.: Я считаю, что первое – это некачественные коммуникации, т.е., мы совершенно не умеем разговаривать. Учитывая, что управление – это разговорный жанр и через него руководители вовлекают, транслируют, показывают важные точки внимания и т.д. – это очень острая проблема. Второе – это область управленческой энергии. Компаниям катастрофически не хватает энергии и радости. Руководителю важно периодически задаваться вопросом: “Как я добавляю в команды энергию, и как команда эту энергию может консолидировать и использовать?” Третья проблемная область – слишком много бытового и очень мало бытийного. Рутина съедает красоту смыслов, и руководители часто этого не замечают и не знают, как управлять через смыслы и через ценности, а не через задачи. Управление через задачи очень быстро сужает спектр энергии. Талант не реализуется в операционных действиях, ему нужен простор, свобода и смыслы. А это как раз история про командную атмосферу. 

А.Л.: Я могу назвать три вида запроса, с которыми приходят клиенты на командный коучинг, предполагаю, что и на грядущем тренинге эта повестка будет актуальна. Во-первых, в век цифровой трансформации сама суть и понимание команды меняется. У нас есть традиционное представление о командных встречах, обязательных совещаниях, но сейчас время каждого работника очень ценно, а способность удерживать внимание снижается. Сотрудник может присутствовать на встрече, но мысли его будут далеко, в других задачах. Возникает важный вопрос: как сделать актуальным то, что будет обсуждаться на командной встрече?  

Второй тренд, который я вижу –  запрос на сонастройку и координацию. Очень часто командам сложно встретиться вживую, участники могут находиться в разных часовых поясах, и для того, чтобы встретиться даже в онлайн-формате и, действительно, качественно сонастроиться, чтобы совпадать по ценностям и видению, нужно приложить гораздо больше усилий, чем раньше. 

Третий вид запроса: людям  хочется заниматься тем, что они искренне считают ценным для себя, и, следовательно, их порог толерантности к некачественному управлению снижается. Им хочется заниматься интересной деятельностью, и если на текущем месте работы они не могут реализоваться, то не ограничивают себя и в открытую занимаются поиском альтернативных вариантов трудоустройства. У людей ушел сильный страх того, что ты, потеряв эту работу, не найдешь другую, и повысилась требовательность к тому, чтобы то, что они делают, для них было интересно.


Анна, Вы много лет управляете командой Международного Эриксоновского Университета коучинга в России. За это время было реализовано много амбициозных проектов, штат увеличился в несколько раз. Как Вы реализуете принципы командной работы в коучинговом стиле?

А.Л.: Как руководитель, я стараюсь выделить каждому человеку зону его прямых обязанностей. Доверяю мудрости команды: когда мы обсуждаем сложные вопросы, у меня всегда есть свое мнение ДО начала обсуждения, но я это мнение по возможности сдерживаю, чтобы обменяться идеями. Мы постоянно улучшаем и ускоряем наши внутренние бизнес-процессы, ежегодно разрабатываем много нового. Этот путь тернист, поэтому я, как руководитель, стараюсь немножко отступить в сторону. Есть вероятность, что мое мнение по какому-то вопросу может быть ошибочно или не получает большинства, тогда я дам коллегам возможность реализовать проект своим способом.

Руководителю команды важно уважать индивидуальные особенности и потребности каждого. Понимать, что сотрудники хотят вникнуть в то, что им предлагают, и что у них есть определенное, ограниченное количество времени на твои вопросы. Дать им свободу принятия решений, действительно отдавать ответственность. Для многих руководителей, которые приходят на курс по командному коучингу – это по-прежнему вызов. Как это - отдать ответственность другим и не перепроверять потом родительским контролем?

Коучинг – это про то, чтоб рабочее взаимодействие стало более эффективно, чем раньше, более полезно, более истинно, подлинно. В моей команде работают очень талантливые люди, по 2-3 высших образования. У них очень высокие требования к рабочей среде вокруг, внутренний барометр очень хорошо настроен на подлинность, их не вдохновляют затертые лозунги. Поэтому создавать среду, в которой таким талантливым людям будет по-прежнему интересно, которая бросает им интеллектуальный вызов – это мой фокус внимания как руководителя.


Юлия, с процессе сопровождения команд наверняка наступает та стадия, когда Вы с удовольствием любуетесь результатом совместной работы. Что отличает такую команду?

Ю.Б.: Во-первых, много энергии, она живая, настоящая. Там много юмора, смеха, не сарказма и иронии, а именно позитивного, очень ценностного юмора. Много гибкости и легкости, быстроты смены картинки, никто не держится за то, что не работает. Идеи возникают легко и нет большого расстояния между их возникновением и результатами. В таких командах реализация – это естественное продолжение идеи, и никто не думает долго над тем, кто это будет делать. Вместе – это вместе и мы знаем ответ на вопрос, как выглядит наша совместность, как выглядит наше совместное, командное счастье.

Кто, по-вашему, является основной аудиторией тренинга по командному коучингу?

А.Л.: Большая часть аудитории распределяется примерно поровну. Первая часть – это руководители, которые хотят изучить инструменты командного коучинга для применения в своих командах. Из всех участников им, возможно, проще всего оперативно освоить и применить новые инструменты. Тренинг заканчивается в субботу, а в понедельник они идут и их применяют. Вторая подгруппа – это профессиональные коучи, чаще всего, работающие в эриксоновском подходе, у которых нет собственных команд, они пойдут применять инструменты уже к командам своих клиентов. Путь к внедрению у них чуть более долгий, потому что во-первых, им надо глубже понять инструменты, во-вторых, они пойдут к разнообразным командам, от них потребуется дополнительное переосмысление материала, который мы даем на тренинге. Третья подгруппа, которая гораздо меньше, чем первые две – это agile-коучи.  Наши инструменты позволяют им создавать больший контакт со своими командами. Сочетание их методологии и наших добавок позволяет достичь великолепной эффективности работы у тех agile-коучей, которые согласны с тезисом, что именно люди – это важнейший драйвер прогресса.

Ю.Б.: Та управленческая трансформация, которая происходит во время тренинга, необходима всем руководителям, которые осознают потребность в росте, но не понимают, в каком направлении он должен происходить. Инструментарий, который мы дадим, украсит любого руководителя. Я бы еще добавила к целевой аудитории тренинга  преподавателей, которые работают с классами, коллективами, студентами. У студентов и учеников любого учебного заведения есть на это яркий запрос.

Анна, Вы уже много раз вели тренинг по командному коучингу в Москве, а Юлия дает возможность вырастить командные компетенции в регионах. Чем совместный тренинг будет отличаться в содержательной части? Имеет ли смысл в нем участвовать тем, кто уже видел вас по-отдельности?

А.Л:  Когда приходит новая группа, мы делаем примерно такой микс: примерно 50-60% базового материала, остальное – упражнения для отработки, которые мы создаем эксклюзивно под каждую группу. По мере раскрытия, узнавая, из каких компаний приходят люди, с какими основными запросами сталкиваются их команды, мы расширяем и раскрываем тему, пишем более эффективные упражнения на отработку, которые будут резонировать с их запросом сегодняшнего дня. Соответственно, когда мы будем вести вдвоем, от нас будет двойная польза. Люди, которые были у меня или у Юли на тренинге, придут к нам сейчас и увидят тренинг с другой стороны, потому что мы сами собираемся работать в сотворчестве. Конечно, есть учебный план и материалы уже напечатаны, но о чем будет вокруг всего этого вестись беседа, и в кулуарах, и во время обучения, на чем будут расставляться акценты – это принесет именно сама учебная группа. И т.к. мы с Юлей готовы, как профессионалы, к спонтанности, мы считаем это более высоким классом, чем подготовленный, расписанный по скрипту текст ведущего.

И напоследок, что бы Вы сказали тем читателям, которые подумывают о посещении тренинга, но еще не приняли окончательного решения?

Ю.Б.: На мой взгляд, самое большое счастье для человека – это быть частью чего-то большего. Слаженная работа в команде, которая приносит удовольствие, энергию, драйв – это самое огромное счастье  в этой жизни. Это преумножение своих сил, это как полет в космос. Умение такую команду создать или сопровождать - это золотые компетенции, бесценные в сегодняшнем дне. Навык сделать так, чтобы в мире было больше сотрудничества, точно пригодится и в семье, и в личных отношениях, и в работе. Мы поделимся с участниками эксклюзивными знаниями, которые можно приобрести только за долгие годы командной работы, которые точно переворачивают представление о том, что такое «вместе».

А.Л.: Результат рождается от синергии и, возможно, командный коучинг – это будет самое выгодное вложение в будущий успех. Мы обещаем, что то, что мы будем преподавать, точно будет для Вас актуально. Это будет полезно даже мне, я сама хочу заплатить и прийти на свой тренинг. Мы мечтали об этом 5 лет, наконец-то, мечта сбылась!


Беседовала Вероника Заец

team2020_sept.jpg