Осознанность людей – ключ к адаптации бизнеса в новой реальности (Елена Дёмушкина)

Назад к списку

vnutr_vnesh.jpg
Интересная тема мне выпала для написания статьи. Так давно собиралась это сделать и вот тебе – самое время. 
Удивительно как Время помогает нам развиваться. И развиваться быстро. Привычные стратегии во времена изменений не срабатывают. Необходимы новые идеи, стратегии, качественно другого уровня коммуникации, качественно другие ценности и совершенно иные фокусы внимания.

А когда в нас рождается новое? Верно, когда мы выходим за рамки привычного. За рамки привычного мы можем «вылететь, как пробка из бутылки шампанского», а можем выбрать Быть в новых возможностях во времена перемен и Создавать. Вопрос, на что во время неопределённости направлено наше внимание?  

«Шеф, всё пропало! Что делать? Всё пропало!» - такая истерия в массах не приведёт к успеху. Только к выживанию. А если кризис – это всего лишь иллюзия ума? А если кризис на самом деле не кризис, а  Время Новых Возможностей? 

«Есть ли у Вас, план, мистер Фикс?».  Истории известно много компаний, которые поднялись и стали успешными во времена различных кризисов. В чём их уникальная стратегия? В чём был секрет их успеха? На эту тему написаны много книг, проводятся много форумов, программ обучения стратегиям успеха. Но всё это может сработать у нас только в одном случае. Если мы начнём менять собственное сознание и научимся думать осознанно.

Что такое осознанность?

В наши дни учёные мира уже доказали, что всё дело в «мозге». Как мы мыслим, что мы думаем, какие нейронные связи формируем, куда внимание ума направляем, то и получаем.

Способность  человека фокусировать внимание в моменте на процессах своих внутренних и замечать  внешние определяется как «полная осознанность» или «практика осознанности» [1, 2].  Это качество  человеческого сознания, характеризующееся тем, что оно принимает и усиливает внимание к постоянному  потоку пережитого опыта. Внимательность увеличивает  взаимодействие с настоящим моментом и позволяет более чётко понимать  как мысли и эмоции могут влиять на наше здоровье и радость жизни [4].
Секрет успешных компаний в сознании их лидеров. Когда кто-то  кричит: «Всё пропало», они говорят: «Всё возможно, это самое время меняться, создавать новое».  Пока одни расформировывают отделы, сокращают сотрудников, срезают зарплаты людей, и видят только «конец» бизнеса, другие создают: сплачиваются, собирают команды, вспоминают ради чего создавали своё дело, находят слова, чтобы поднять дух людей, поддерживают сотрудников за счёт «жирка», накопленного для нужд бизнеса, создают сильное видение будущего, перепрофилируются, если необходимо, рискуют идти в новое,  пробуют, пробуют, пробуют… и выигрывают. 

То, что я описываю – не новое для мира. Новое – то, что в нашу жизнь и бизнес  уже  устойчиво входит термин «осознанность»: осознанная жизнь, осознанное питание, общество осознанного потребление,  осознанный бизнес, бережливое (осознанное) производство, практики осознанного внимания и т.д. 

То, что раньше было привилегией руководителей высшего звена успешных компаний и, одновременно, одной из ключевых компетенций управленца – развитие своей осознанности, осознанного владения собой, своими состояниями, управление энергией команды и построение бизнеса из качественного другого состояния ума сейчас становится актуальным для всех людей, вовлечённых в бизнес-процессы и не только.

Как осознанность влияет на динамику развития бизнеса и отношения в коллективе? 

Работая с руководителями компаний, я часто слышу и наблюдаю как удивительно мобилизуются команды в компаниях с культурой осознанности в ситуациях нового  вызова, повышают уровень конструктива в диалогах, становятся максимально эффективными в процессе обсуждения задач, фокусируясь на поиске решения, критериях создаваемого результата,  ценности мнения каждого. 

Это происходит, когда люди со-настроены со своей ответственностью и пониманием важности общего дела, того, чему они служат. Осознанность всегда путешествует в паре с ответственностью. 

Представьте, вы едите за рулём по 3-му кольцу Москвы или МКАД, 5-7 рядов плотно забитых транспортом. Я часто наблюдаю эту историю в дороге. Поток -  не пробиться, не обогнать. Сзади раздаётся сирена скорой помощи или спец. автотранспорта. Ещё не замелькали  лучи проблескового маячка в зеркалах впереди идущих машин, но два крайних левых ряда, синхронно и плавно начинают смещаться вправо для того, чтобы создать коридор для спец. автотранспорта. Что это? Это какой-то невидимый дирижёр взмахнул палочкой и водители в едином порыве аккуратно ушли вправо, гигантской волной расступаясь перед тем, кто спешит на помощь?

Так и управленческие команды в компаниях с культурой осознанности  способны оперативно и аккуратно (эмоционально) перестраивать привычные стратегии в коммуникациях, отказываться от межличностной конкуренции в пользу общего дела, сплачиваться в единое целое, где есть только  «сильные звенья» и каждый - настоящий профессионал на своём месте.

В чём конкурентные преимущества компании с культурой осознанности и в чём вызовы?

Развитие культуры осознанности возможно в тех компаниях, где приветствуется «человеческое»,  а сотрудники – основная ценность компании. 
Приходя в подобные компании, вы можете заметить особую атмосферу, которая царит в офисах. Это просто  - люди улыбаются, здороваются, приветливо смотрят на вас, в коридорах много зелени, ярких красок, обустроенные уголки для общения, уютные и изобильные места для совместных кофе-брейков и обедов, в некоторых компаниях прозрачные перегородки… Ощущение света и воздуха, пространства в кабинетах.

Лидеры, которые являются настоящими Хозяевами,  по своему духу, будут взращивать своё любимое дело на всех уровня. Это не только вложения в сложнейший бизнес-движок, производство, качество сервиса, ориентированность на внешнего клиента и пр. Это прежде всего, инвестиции  в развитие своих людей, обеспечение сотрудников всем необходимым для выполнениями ими своих обязанностей, это вложение в культуру компании, в  которой есть место обучению людей и внимание смыслам общего дела, ценностям, ответственности, ролям, важности  вклада каждого в  общее дело, в коллектив. 

В чём же вызов для компаний, которые начинают формировать поле осознанности в культуре компании? Ответ прост – сохранить приверженность выбору. 

Практики осознанности требуют дисциплины, ежедневного внимания, а главное – личного примера лидеров. Практики осознанности развивают, так же как и медитации, внутреннего наблюдателя, который начинает замечать «теневые стороны», и свои и других людей. Это может стать сложным. Но постоянная дисциплина в любом деле даёт свой результат.
Сила намерения - практиковать осознанность,  удерживать внимание на созидательном фокусе внимания, готовность остановиться, замедлиться, выделить время на практики, отказаться от оценки, директивности и экспертности, открыть для себя бесконечный ресурс погружения в тишину паузы, своего тела, ума, чувств – всё это [3,5]:
1. развивает наблюдение и  осознавание изменения состояния, эмоций, ума и тела; 
2. рефлексию процессов своих, и другого человека (партнера, сотрудника), общего взаимодействия;
3. способность описать наблюдаемое;
4. участие из позиции не осуждения, а из принятия и из настоящего момента;
5. приводит к отсутствию импульсивных реакций, эмоциональной невовлечённости;
6. интересу как энергии движения вперёд;
7. ясности «ума новичка»;
8. психологическому здоровью;
9. благодарности.

Представьте себе, что топ-менеджмент компании обладает навыками осознанности по управлению эмоциональными состояниями, что люди, которые руководят компанией свободны от негативных убеждений, устойчивы к стрессам, здоровы, способны позитивно влиять на взаимоотношения с другими людьми, эмпатийны… 

Представьте, что осознанные команды транслируют принятие и безоценочность, доверие и «ум новичка», терпение и благодарность...

Представьте, что главы различных компаний начинают вести диалог из позиции не только «выиграем мы, выиграете вы», но и «еще выигрывает весь мир»..?
Каким может стать тогда бизнес? Какую пользу и радость он будет создавать для мира? Каким может стать качество нашей общей жизни?

 … и в этом много возможностей текущей реальности, в которой будущее всё еще принадлежит нам. 

edemushkina2019.jpg

30 марта 2020 года
Елена Дёмушкина,
Executive-коуч, РСС ICF
Бизнес-психолог


Список литературы:
1.Кабат-Зинн Д. Куда бы ты не шёл – ты уже там. Медитация полноты осознания в повседневной жизни. Пер. с анг. М.Белобородовой под редакцией В.Майкова. М.: изд-во Трансперсонального Института «Класс», 2001
2.Матюшин В., Сорокина А. Лаборатория RealMindfulness.// [Электронный ресурс] // URL: http://realmindfulness.ru/2012/01/intervyu-dzh-kabat-zinna-zhurnalu-time-012012/  (дата обращения: 22.04.2018)
3. Сигел Д. Внимательный мозг. М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер», электронная версия книги подготовлена Webkniga 2016
4. Юмартова Н.М., Гришина Н.В. Осознанность (Mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения. Журнал Психологический журнал. 2016.Т.37.№4.С.105-115
5. Shapiro, S.L., Carlson, L.E., Astin, J.A., & Freedman, B. (2006). Mechanisms of mindfulness. Journal of Clinical Psychology, 62, 373-386.



Назад к списку


Ближайшие
тренинги