Роль коуча в работе со страхом публичных выступлений (Е. Климакова)

Назад к списку


В каждой новой группе от 50 до 90 % участников испытывают страх выступлений. Не все об этом говорят. Многие этого стесняются, пытаются скрыть. Но это все равно становится явным на тренинге, а тем более на выступлении. Страх парализует, сковывает руки, ноги, предательски дрожит и садится голос.

По статистике, страх публичных выступлений превышает страх смерти. Участники моих тренингов подтверждают эти данные. Почему так получается, ведь в 99 % случаев выступление не является угрозой жизни?

Я стала выяснять.

Основная причина - страх не соответствовать тому, что хочет увидеть руководитель. Работа для многих из нас занимает основное место в жизни. А из-за плохой презентации могут испортиться отношения с начальством, появляются угрозы карьере, не выполняются поставленные задачи, т. к. сотрудники не мотивированы на достижение. Чем выше должность, больше ответственности, тем больше есть чего терять. Как писал Тимоти Голви в книге «Внутренняя игра в теннис»: «Соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки». Т.е. проблема в восприятии человеком действительности.

До 2008 года я в основном проводила тренинги, направленные на отработку конкретных навыков: как встать, как жестикулировать, как двигаться. А качество выступлений улучшалось не всегда и не у всех. Многие не могли хорошо выступать не из-за того, что не знали КАК, а из-за того, что оставалась основная причина – страх. В этой ситуации одними только тренингами не справиться. Здесь нужна глубинная работа, а как с этим бороться, как помочь на тот момент я не знала.

В 2008 году я прошла обучение коучингу и получила знания, которые стала использовать в работе со страхом публичных выступлений.

Основные техники, которые я чаще всего применяю и, которые дают максимально быстрый результат это:
•    Колесо
•    Пирамида логических уровней
•    Шкала состояний
•    Корневая ценность

На первой сессии, как правило, мы строим колесо уверенности на выступлении. Начинается работа с осознания: «Когда я уверенно себя чувствую?». Клиенты вписывают в сектора то, что им нужно для того, чтобы быть уверенными. Затем по шкале от 1 до 10 оценивают каждый сектор. Выявляем в чем «засада», что сделать, чтобы ее нейтрализовать. Что нужно сделать, чтобы была уверенность? Что из того, что дает уверенность, будет на ближайшем выступлении? Колесо дает хороший эффект на этапе подготовки к выступлению даже за 2 - 3 дня.

По пирамиде на первых сессиях клиент проясняет для себя в чем важность выступления,  рисует свой идеальный образ, и исходя из этого спускается вниз по всем этапам.
Во время анализа видеосъемки, когда вроде уже неплохо выступают, но чего-то не хватает, опять прекрасно работает пирамида логических уровней. Каждый знает как он хочет выступать, каким хочет быть. Менеджер описывает идеал, и спускается вниз к шагам, что сделать, чтобы выступление было захватывающим.

Шкалу состояний и корневую ценность я применяю не раньше 4 - 5 сессии.

На тренингах я крайне редко использую техники для работы со страхом, но была группа, в которой я почувствовала возможность применить шкалу состояний. Одна из участниц была наиболее обеспокоена своим состоянием. С ее разрешения мы провели сессию при группе. Встав на состояние - пятерку, девушка была зажата, смотрела вниз, руки сильно сжаты. С каждым шагом назад плечи ее расправлялись, голова поднималась, дыхание становилось более спокойным. В зале стояла звенящая тишина. Она описала свое состояние на 10: «Я спокойная, руки двигаются, я вижу тех, кто сидит в аудитории, вижу стены и потолок». Через час у нас были выступления с видеосъемкой. Результат потряс всех участников! Она выглядела и говорила именно так, как описывала свое состояние на десятку! После выступления я спросила, что она видела? Она видела лица сидящих в зале, стены и потолок. Участники назвали эту технику «5 шагов назад», а девушка сказала, что будет теперь пользоваться этим волшебным инструментом.

Уже 1,5 года я использую перечисленные техники в работе. Результаты коучинга впечатляют - изменения начинаются уже после первой сессии. Когда появляется уверенность, то автоматически улучшается качество выступлений. Голос звучит более громко и уверенно, появляются движение, жестикуляция, активное общение с аудиторией, уверенные ответы на вопросы. Что при этом нужно от коуча? Создать раппорт, умение слушать и умение задавать вопросы.

Для меня важно то, что я приношу пользу людям, помогаю ускорить процесс становления ораторского мастерства. Менеджеры выступают свободно, эмоционально. После этого им доверяют более серьезные выступления, а это способствует их профессиональному росту.

Кто я в этом взаимодействии? Я - катализатор их успеха. У клиента есть все необходимое, все ресурсы – я только помогаю ускорить процесс становления успеха. У меня есть возможность выполнить свое предназначение - быть вкладом в людей. У меня есть все для того, чтобы люди могли раскрыть свои таланты. Я умею учить, я умею слушать, я умею задавать вопросы, мне помогают замечательные инструменты. 

Задача катализатора ускорять процесс. С этой целью я стала сочетать тренинги, анализ видеозаписи выступления и коучинг. Через 2 месяца такой активной работы менеджеры выступают на более высоком уровне: перестают бояться, воодушевляют аудиторию.

Я рада за своих Чемпионов, когда они получают искренние аплодисменты, одобрение и признание от сотрудников и руководства.                                                                                                                               

 

                          

Елена КлимаковаЕлена Климакова
бизнес – тренер, коуч, специалист по публичным выступлениям


Завершила курс «Наука и искусство коучинга» в Международном Эриксоновском Университете, 2008 год.

 

 

 

 

 

 

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...