Практика применения Метафорических Ассоциативных Карт при проведении коучинговых сессий в качестве дополнительного инструмента в упражнении «Колесо баланса» (Надежда Сураева)
6 сен 2023
Как известно, Метафорические Ассоциативные Карты (далее по тексту МАК) – используются в работе психологов и коучей в качестве инструмента по работе с бессознательным (подсознанием). Вопросы при работе с метафорическими картами - открытые, нельзя интерпретировать по-своему изображения и навязывать свое видение клиенту, в этом увидела несомненную схожесть с принципами работы на коучинговых сессиях.
Так же работа с МАК - считается проективным методом работы в психологической и коучинговой практике, который позволяет легко, эффективно и экологично заглянуть в подсознание и найти там необходимые ответы.
Поэтому я решила попробовать использовать МАК при работе с клиентами в первых сессиях при выполнении упражнения «Колесо баланса» в конце рассмотрения каждой сферы жизненного баланса в качестве дополнительного инструмента.
При завершении работы с рассматриваемой сферой, после определения шагов, я предлагала использование МАК в рамках проводимой сессии. При получении согласия и заинтересованности клиента попробовать использовать МАК в рамках сессии, я открывала электронную колоду «Источник» на электронном устройстве и предлагала клиенту выбрать карту «в открытую».
Я использовала вариант работы с МАК «в открытую», что означает предварительный просмотр всей колоды картинками вверх, т.к. данный метод рекомендуется использовать на первых встречах с клиентами и при работе с тревожными клиентами. А технику колесо жизненного баланса я использовала на первой сессии с клиентами. Перед демонстрацией клиенту колоды МАК, клиент проговаривал запрос: «Что мне может помочь улучшить сферу …?».
Далее клиент выбирал понравившуюся ему карту, которая отвечала его запросу, и я задавала ему ряд вопросов по выбранной МАК, например, такие как:
1. Что Вы видите на картинке? Расскажите об этом поподробнее.
2. Что Вы чувствуете, глядя на эту картинку?
3. Кто здесь главный герой?
4. Как он сюда попал?
5. Что с ним будет дальше?
6. Есть ли Вы на этой картинке или Вы наблюдатель?
7. Чтобы Вы хотели изменить или добавить?
8. Что хочется сделать, глядя на эту картинку?
9. Какое название Вы бы дали этой картинке?
10. Какое послание несет Вам картинка в ответ на Ваш запрос?
11. Что Вы намерены сделать для решения своего запроса?
12. У Вас есть все ресурсы, чтобы начать действовать?
13. Кого Вы могли бы попросить о помощи или поддержке?
14. Какой будет первый шаг?
15. Как осознания, полученные сегодня, смогут быть полезны в будущем?
Выводы:
При проведении порядка десяти коучинговых сессий с использованием упражнения «Колесо баланса» и использовании МАК в качестве дополнительного инструмента, могу отметить у большинства клиентов следующее:
1. Использование МАК позволяли клиенту найти как новые инсайты, так и подтвердить его видение, ранее уже высказанное на сессии. Считаю, что это создает дополнительную приверженность клиента к изменениям и определенным во время сессии шагам.
2. Т.к. работа с МАК считается проективным методом, а проекция в психологии рассматривается как защитный механизм, это позволяет человеку не чувствовать ответственность за собственные теневые содержания (неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и т.п.), посредством восприятия таких чувств в качестве чужих. Это позволяет клиенту легче озвучивать свои мысли, идеи, чувства, желания, мотивы и т.п. Примечательно то, что в последствии, большинство клиентов осознавали, что сказанное ими изначально как будто за другого персонажа, является их собственными ранее скрытыми чувствами, идеями, желаниями, мотивами и т.п. Считаю, что это способствует повышению осознанности клиента.
3. Т.к. считается, что наше подсознание общается с нами на языке образов, метафор и символов, и для того, чтобы найти ответы в глубине нашего подсознания, очень эффективно их искать через проекцию своих жизненных ситуаций на образы, изображенные на картинке. В процессе ответов на вопросы, клиент озвучивал множество образов и метафор, работа с которыми безусловно является высокопродуктивной и эффективной в целом на сессии.
4. При предложении использования клиенту МАК мной были отмечены такие реакции клиента, как: заинтересованность, воодушевление, заметное повышение настроения и в целом позитивное восприятие включение в сессию МАК в качестве дополнительного инструмента. Абсолютно все клиенты, с которыми я практиковала использование в качестве дополнительного инструмента МАК, по завершении сессии отмечали, что им очень понравилась работа с МАК и были более довольны и удовлетворены результатами проведенной коуч сессии, чем те, с кем не использовались МАК в качестве дополнительного инструмента. Так же клиенты, с которыми были использованы МАК в упражнении «Колесо баланса» на первой сессии, на следующих сессиях спрашивали, будем ли использовать МАК в текущей сессии. Поэтому я решила в дальнейшем попробовать применять МАК не только в упражнении «Колесо баланса».
Так же в дальнейшем рассматриваю возможность создания собственной колоды МАК.
Надежда Сураева, Профессиональный Эриксоновский коуч, дипломированный гипнокоуч, Директор «Вятушка АГРО», «Вятушка АГРОСТРОЙ», многодетная мама.
https://www.instagram.com/suraeva_hope