По ту сторону камеры (Елена Джеффрис)
23 авг 2017
В фотографии есть много споров кто такой фотограф: регистратор реальности, или все-таки художник, выражающий свои чувства и ощущения от этой самой реальности. И если в случае с пейзажами мнение склоняется – все-таки регистратор, то с портретами все сложнее.
На мастер-классе известного фотографа я вступила с ним в спор: кому должны нравиться портреты? «Мне все равно, что думает клиент о своем портрете, - сказал мастер. – Я так вижу этот мир, не нравится – пусть не берет». А мне всегда было важнее услышать - что же хочет клиент, важнее, чтобы портреты понравились ему, важнее услышать от него удивленное «вот она я какая!», важнее подарить вдохновение меняться и развиваться.
Мастер сказал, что именно этим отличаются мастера и ремесленники. Наверное, он прав – ведь если брать живопись, то художники становились известными не портретами, писанными на заказ, а своими работами, в то время фактически созданными «в стол».
На заре своей карьеры фоторемесленника я встретила визажиста, которая стала моей лучшей подругой. Света работала медленно, тщательно (бесит ужасно), и еще Света любила разговаривать с клиентами. Вообще Света по образованию психолог, и клиенты открывались ей как консервные банки под острым ножом – охотно и без скрипа. Со временем и я полюбила приезжать в студию пораньше, валяться на диване в гримерке и слушать клиентов. Были они разные.
Красивая Оксана-еврейка 45 лет, с длиннющими ногами, с запросом «хочу фото, чтобы мой Изя тут же увез меня в Израиль». «Какая ты должна быть для этого?», - спросила я. «Сильная. Независимая. Манкая». Сказано – сделано. Оксана нашла меня в facebook и иногда передает приветы из Израиля.
Оля, потерявшая глаз и пришедшая доказать самой себе, что она все еще женщина. А что такое – быть женщиной? Для Оли это было – соблазнительная, мягкая, смешливая. Мы со Светой справились.
Таня-домохозяйка, которой муж постоянно дарил ненужные вечерние платья. Таня пришла выгулять платья в студию, и мы со Светой остро почувствовали, как же задолбали Таню и эти платья, и муж, и роль домашней Барби. И после парадных фото мы сделали с Таней другой образ – негламурный, дерзкий, сильный. «О, это я!», - сказала Таня.
Еще одна Оксана, у которой муж ушел к другой, и Оксана пришла на фототерапию. Оксана на фото получилась затравленной, потухшей. Правда, спустя какое-то время она мне написала – спасибо, это было дно, я решила – хватит, дальше некуда, не хочу быть такой. «А какой ты хочешь быть вместо этого?», - спросила бы я ее сейчас.
Много-много-много лиц со своей историей. Как же им важны были и есть те минуты, когда они, зажмурившись от порхающей Светиной кисти с пудрой, рассказывают про себя: зачем пришли, что заставляет их смеяться, какая у них мечта. А мы со Светой, в коуч-позиции (как потом выяснилось), слушаем-слушаем-слушаем.
Коучинг – профессионально - не мог не прийти в мою жизнь, и это случилось 4 месяца назад. Коллеги и кураторы отмечают мою сильную коуч-позицию – она натренирована годами в гримерке фотостудий, когда, замерев, я слушала ответы клиента на вопросы «кто ты? Какой ты? А каким хочешь быть? А как это? А представь…».
Марина пришла опустошенная неудавшимся романом с запросом «Я хочу быть сильной, свободной, уверенной». «А представь момент в своей жизни, когда ты была сильная, на десятку… Как выглядела та Марина? Какое у нее было лицо? Походка? Жесты?», - и вот Марина перед камерой уже расслабляет застывшее лицо, глубоко вздыхает, расправляет плечи, поднимает голову. Свободная Марина распахивает руки, как крылья, и смеется. Уверенная Марина прямо смотрит в камеру, чуть-чуть улыбаясь ироничной улыбкой.
Отправляя Марине ее фото, я спросила: «А что становится возможным теперь, когда ты – такая?». «Путешествовать!», - твердо говорит Марина. Через пару недель от нее прилетает обратная связь: «Поставила коллаж из фото на заставку телефона, теперь каждый день я много раз вспоминаю, что я – сильная, свободная, уверенная!». Хороший вариант нейтрального ежедневного действия: включить телефон.
На прошлой неделе я узнала, что Марина отправляется в путешествие по Азии: она уже нашла спонсоров и журнал для публикации статьи. Марина ведь свободная и сильная, все может.
Я собираюсь и дальше пробовать фото и коучинг в разных пропорциях («смешать, но не взбалтывать»). Например, если приходит запрос от клиента «Хочу вот такого и такого состояния», «Хочу стать вот такой», «Хочу усилить вот это качество», будет работать связка коуч-сессия + фотосессия. Иногда бывает запрос «Хочу измениться, но не знаю куда копать», здесь фотосессия может служить в качестве отправной точки на шкале: вот ты такая, что замечаешь? Что хочешь добавить? А как это будет – на десятку, что там видишь/слышишь/чувствуешь? И после работы – еще одна съемка, та самая, на десятку. Как якорь.
Так кто же я – Мастер или ремесленник? Мне нравится думать, что я – партнер по изменениям. Я стою рядом, смотрю в одном направлении с клиентом и спрашиваю «А как там? Кто ты? Что становится возможным?». А камера в моих руках регистрирует реальность – ту самую, приходящую из будущего. Так что я, наверное, еще немножко маг с волшебным зеркалом в руках.
Елена Джеффрис
фотограф, профессиональный коуч Международного Эриксоновского Университета