21 совет для начинающего коуча (Мария Князева)
4 ноя 2021
Любой Мастер на своем пути проходит “стадию концентрации”: непростой этап, когда ты тратишь максимум усилий и получаешь минимум отдачи. Проходить через эту стадию — тяжело. Ты наступаешь на все возможные и невозможные грабли, а вместо результатов и вдохновения получаешь удары в лоб.
Мне захотелось немного облегчить путь начинающих мастеров и убрать пару грабель с их пути, поэтому я решила поделиться своими выводами, которые сделала в процессе обучения коучингу и первых коуч-сессий. На чужих ошибках учиться не так больно, как на своих.
Итак, вот мой 21 совет начинающему коучу.
1. Обязательно формулируй контракт на каждую сессию. Если нет контракта, то сессия буквально разваливается, а в конце вы с клиентом не сможете оценить, не зря ли он потратил эти полчаса-час. Как ты поймешь, достиг ли ты цели, если цели не было или она была слишком абстрактная?
2. Старайся как можно четче конкретизировать, как клиент поймет, что он достиг результата. Что он тогда почувствует? Что изменится в нем? Что появится? Что ему подскажет внутри?
3. Погрузи клиента в будущее, если ему сложно сформулировать, какой результат он бы хотел получить и как он поймет, что этого результата достиг. Как если бы он уже понял, что достиг цели, то как это для него тогда? Что там открывается/видится? Вопросы “как если бы” и “волшебная кнопка” придут на помощь.
4. Не пугай клиента прямо с порога вопросом, какой результат он бы хотел получить по итогам сессии. Мало кто из клиентов готовится к сессии и может сразу озвучить желаемый результат, поэтому такой вопрос вызывает испуг и замешательство. Лучше спроси, о чем бы клиент хотел поговорить? Какие проблемы его сейчас беспокоят? Что ему кажется важным для обсуждения? А потом уже переходи к формулированию результата.
5. Проверяй запрос на экологичность и связь с другими сферами жизни клиента, даже если тебе кажется, что ты итак знаешь ответы. Иногда уже на этом этапе возникают неожиданные инсайты.
6. Используй шкалы, особенно на первых этапах, везде, где только можно. Шкала позволяет самому клиенту точнее оценить ситуацию и создавать опыт еще на этапе формулирования конечного результата.
7. Не стесняйся задавать вопрос “зачем” и “почему это важно” до тех пор, пока не поднимешься до высоких логических уровней пирамиды Дилтса. Если на вопрос “зачем” клиент отвечает, “чтобы делать…”, то можно спросить “а зачем тебе это делать?”, “а что это тебе даст?”, “как это изменит тебя?”, “какие новые возможности откроет перед тобой?”.
8. Везде, где только можно, используй пирамиду логических уровней — и на этапе формулирования конечного результата, и на этапе создания опыта, и на этапе благодарности. Больше времени работай на верхних логических уровнях, а к нижним спускайся только исследовав уровень идентичности, ценности клиента, его мотивацию, смыслы.
9. Добавляй больше визуализации, формируя опыт, и проси клиента представлять себя в той или иной ситуации: это помогает формировать новые нейронные связи и трансформировать буквально на физиологическом уровне.
10. Создавай атмосферу безопасности и мечтания — это помогает преодолевать страхи и обманывать наш тревожный и консервативный “эмоциональный” мозг. Раппорт, тон волшебника, открытые жесты, паузы, “словесный пух” — всё это здорово помогает.
11. Прошлое — хороший ресурс. Предложи клиенту вспомнить, когда в прошлом он мечтал, что было в том состоянии, как он в нем себя чувствовал. Это помогает соединяться с телесным опытом, тело вспоминает, как это — мечтать, а мозг переключается на нужную волну.
12. Не стесняйся спрашивать и уточнять, если видишь противоречия в том, что говорит клиент, и не понимаешь чего-то. Иногда клиент и сам не замечает противоречий в своих словах, и подмечая их, ты повышаешь осознанность клиента.
13. Сильные вопросы формулировать просто: используй слова “мог бы”; множественное число (например, “какие варианты”? “какие возможности”?); слова в превосходной степени (например, “наилучший”, “наибольший”, “максимальный”, “самый ценный”); вдохновляющие слова (развитие, вдохновение, энергия и т.д.).
14. Формулируя шаги, не забывай спрашивать про их реалистичность. А еще можно уточнить, чья поддержка в них клиенту понадобится? Видит ли он себя делающим эти шаги? Откликается ли ему эта картинка?
15. Коучу важно не только, что и как он говорит, но и в какой позе сидит, какие жесты использует, какое у него выражение лица. Улыбаясь не к месту, можно смутить клиента, и он подумает, что ты смеешься над ним. Видя твое угрюмое каменное лицо, клиент может подумать, что ты его не одобряешь.
16. Повторяй и уточняй не только ценностные слова, но и позу и жесты клиента: подмечая значимые изменения в его позе, немного дублируя и спрашивая про что это. В целом, важно замечать изменения в клиенте и задавать вопросы: “Я вижу, что сейчас у тебя изменилась поза/тон голоса. Почему? О чем это для тебя? Что ты чувствуешь?”
17. Если обсуждаешь с клиентом проблемы, которые резонируют в тебе, целенаправленно переноси фокус внимания с собственных мыслей на клиента и на то, что он говорит.
18. Резюмируя и повторяя ценностные слова, повторяй именно слова и ключевые мысли, а не всю последнюю тираду клиента длиной в 15 минут.
19. Не забывай следить за временем и делать пятиминутное предупреждение в конце сессии. Мне помог фокус на этом несколько сессий подряд и стикер-напоминалка, наклеенный на монитор: так напоминание о времени просто вошло в привычку.
20. Записывай не все, а только самое важное. Сам процесс записи может отвлекать от слушания. Важнее всё-таки не дословно записать все, что говорит клиент, а погрузиться в его мир и пойти исследовать вместе с ним, подмечая малейшие изменения или противоречия в его позе, жестах, голосе, том, о чем он говорит (а это сложно делать, фокусируясь на записях).
21. Коучинг — это творчество. Ты исследуешь вместе с клиентом его мир, его ценности, вы вместе открываете новые смыслы. Вы как будто вдвоем рисуете волшебную картину. А в любом творчестве, кроме техники, важен еще и полет, вдохновение, фантазия, чувствование. И в какой-то момент важно чуть-чуть отпустить технику и начать именно творить вместе.
Мария Князева
Agile Coach, выпускница и сертифицированный коуч Международного Эриксоновского Университета коучинга