На пути к трансформации: слагаемые успешного обучения (Анна Лебедева)
22 ноя 2018
Каждый раз, когда оканчивает свое обучение очередная группа нашей любимой программы “Наука и искусство трансформационного коучинга”, я с радостью и гордостью наблюдаю за тем, как фейсбук наполняется потоком фотографий и ярких, наполненных эмоциями постов наших выпускников. Мне повезло поучаствовать в четвертых модулях 5 учебных групп подряд, раз за разом удивляясь смелости и приверженности слушателей, наслаждаясь мастерством нашей команды. Этот опыт помог мне по-новому взглянуть на программу, вновь задуматься над тем, что делает обучение не просто полезным и прикладным, а поистине трансформационным. В этой статье я хочу поделиться своими наблюдениями.
Участники обучения
Конечно, все начинается с наших участников. Мы не называем их “студентами”, потому что сами не ведем себя как профессора. Приятно наблюдать, как буквально за несколько лет изменилось представление о коучинге в нашей стране, было издано много книг, открылись новые школы; карьерный, образовательный, личный коучинг перестали быть чем-то чуждым “русскому менталитету”, применимым только в далеких прогрессивных странах. К нам приходят люди с опытом участия в тренингах личностного роста, собственных клиентских коуч-сессий. Вопрос “Что такое коучинг?” сменился на “Что такое эриксоновский коучинг?”
Значительная часть слушателей приходит на программу с внутренним запросом на серьезные изменения - профессия, город жизни (а, может, и другая страна?), стиль менеджмента. Они хотят использовать коучинговые технологии как технологии изменений, инструменты личной трансформации. Примерно треть из них впоследствии выбирает коучинг как основную профессиональную деятельность, остальные привносят коучинговые технологии в свою работу руководителя, HR, тренера, консультанта, психолога. Мы встречаем взрослых, прекрасно образованных людей, которые добились значительных успехов в своей профессии и готовы вступить на новую тропу жизни - узнать, а каков их внутренний коуч?
Команда
Первое общение по телефону с представителем МЭУк - это уже шаг навстречу коучингу, ведь вы сразу попадаете на профессионального коуча, который задаст вам важные вопросы о ваших целях и мотивации к обучению.
В Эриксоне, как практически нигде больше, каждый модуль программы ведут сразу два тренера, для того чтобы люди с разными предпочтениями, коммуникативными стратегиями, могли найти ролевую модель, более-менее близкую для себя. С одной стороны, каждый тренер - индивидуальность, опытный профессионал, с другой - каждый из них демонстрирует в своей работе эриксоновский стандарт, “приправленный” эксклюзивным опытом. За время обучения с участниками программы знакомятся от 5 до 8 тренеров, которые передают не только технологию, но и искреннюю страсть к своему делу.
Всю программу сопровождают замечательные профессиональные ассистенты, которые участвуют в упражнениях как коучи, не только вдохновляют, но и обеспечивают слушателей всеми необходимыми материалами, делают их обучение комфортным. Не сомневайтесь - даже яблоки, которыми можно перекусить в перерыве, разложены в аудитории с особым настроем и позитивными намерениями:)
Обратная связь
В технологии эриксоновского подхода обратная связь занимает особое место. Для нас очень важно создать среду, в которой навыки будут встраиваться максимально быстро. Если обратная связь дается из позиции, что у человека не получилось, то есть очень большой риск того, что у него заблокируется желание что-либо пробовать. На начальной стадии обучения, когда слушатели только пробуют тренировать навыки коучинга, ассистенты дают исключительно позитивную обратную связь, о том, что получается. Мы убеждены, что в самом начале принципиально важно поддерживать желание слушателей программы развиваться, пробовать. В работе каждого ученика уже с самого начала просматриваются его сильные стороны - как он выстраивает контакт, как удерживает присутствие в моменте с клиентом, как точно задает вопросы. Корректирующая обратная связь остается на вторую половину обучения, когда у слушателя набралась критическая масса проведенных сессий. Тогда мы можем говорить, что может быть еще лучше, что необходимо попробовать по-другому и тд.
Наступит момент, когда слушатели будут готовы представить для обратной связи аудиозаписи своих первых коуч-сессий, и здесь им помогут наши эксперты, которые не присутствуют при работе группы. Подобный опыт “дистанционного менторинга” помогает узнать мнение коллеги, не вовлеченного в учебный процесс, рассмотреть свою работу с нового ракурса.
Равенство позиций
В парадигме обучения МЭУК обучающий тренер занимает равную позицию по отношению к обучающимся. Все наши тренеры - практикующие коучи, которые не сидят в “башне из слоновой кости”, а проходят в своей практике те же сложные ситуации, с которыми сталкиваются начинающие специалисты. Мы приносим на занятия курса не только четко прописанную технологию, но и свои затруднения, живой опыт практики. Мы учимся вместе с нашими учениками.
Мы понимаем, что являемся профессионалами в своей сфере, а наши учащиеся - каждый в своей. Мы увлеченно передаем вам технологию эриксоновского коучинга и только вы принимаете решение: что я возьму для себя? Какие навыки я интегрирую в свою жизнь? Относиться к другим с уважением, из позиции “я-ок, вы-ок”- важная часть нашей философии.
Профессиональная идентичность
От модуля к модулю мы можем наблюдать за формированием профессиональной идентичности у наших начинающих коучей. Она имеет много уровней, складываясь, как матрешка.
Сначала мы учимся задавать открытые вопросы, за которыми может последовать любой ответ. Это начало формирования идентичности управленческого коуча - смелость задавать своим сотрудникам вопросы, ответы на которые ты не знаешь.
Далее мы наращиваем следующий слой - взаимодействие с клиентом, который пришел к тебе с определенным запросом. Здесь подключаются новые элементы технологии - правильное слушание и сопровождение размышлений клиента вопросами. Коуч опирается на уже отработанный алгоритм, “шагает” по нему вместе с клиентом.
Следующий уровень идентичности - ценностный. Наша цель - не привить слушателям новые для них ценности, а вывести на первый план некоторые их тех, которые уже в них присутствуют. Например, ценность, для меня лично очень важная, – нахождение собственных ответов на вопросы. Когда у человека в голове полностью проходит процесс мышления, он находит собственный ответ на вопрос, остается на всю жизнь приверженным этому выводу, а потом может его транслировать и другим людям - и в своем поведении, и вербально. Именно поэтому нам важно не дать ему совет, а оставить ему возможность сформулировать выводу самостоятельно, чтобы он остался хозяином этого ответа на все 100%. Также мы говорим с участниками о ценности пространства, в котором клиент может спокойно подумать над решением своей задачи; о ценности благодарности самому себе - за смелость, за намерение стать лучшей версией себя.
Все, что перечислено выше - это мой сегодняшний взгляд на уникальный состав программы “Наука и искусство трансформационного коучинга”. С каждой учебной группой я открываю для себя новые оттенки нашей палитры. Уверена, и выпускникам будет что добавить к моим словам.
Когда мы с командой вкладываем свои силы в обучающуюся группу, это выходит гораздо дальше границ формального обучающего процесса. Сплочение группы совершенно разных участников представляет вызов нашим внутренним установкам и требует от нас постоянного самонаблюдения и самоанализа, а также регулярной внутренней эволюции. Создавая для других людей результат, который превосходит их ожидания, мы сами в процессе сильно меняемся. Спасибо вам, дорогие участники программы!