Бизнес-тренинг + коучинговый подход. Как это работает и от кого зависит результат? (интервью с Анной Лебедевой)

Назад к списку

biznesTTLebedeva.jpgЗа последние 20 лет рынок инфопродуктов стремительно вырос и сильно изменился. Появилось огромное количество различных форматов обучения, и теперь все сложнее понять, что выбрать, что действительно сработает именно для вас и как вообще не запутаться в этом океане образовательных программ.

Бизнес-тренинг — одно из десятков направлений. Как и все остальные, оно имеет свои особенности и приводит к своим результатам. Что это такое, зачем и кому нужно, рассказала Анна Лебедева — директор Международного Эриксоновского Университета Коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF.  

Бизнес-тренинг как формат работы
Этот вид взаимодействия не про то, чтобы на выходе клиенты просто получили новые знания. Информация — не самоцель, для этого есть книги, интернет и другие виды образовательных продуктов. Формат бизнес-тренинга нацелен на то, чтобы дать клиентам в приобретении конкретные  умения, , навыки, которые они впоследствии смогут применять в работе и в жизни.

Первоначально задача профессионала-тренера состоит в том, чтобы собрать максимум из всего, что важно и ценно по этой теме. Следующий этап — понять, что за группа людей будет на курсе и какой подход или метод для решения задач в итоге надо получить именно им. И, отталкиваясь от этого, выстраивать всю стратегию обучения.

Важно понимать, что бизнес-тренинг не сформирует у человека сразу какой-то устойчивый навык. Это в принципе невозможно за короткий промежуток времени. Но на тренинге он обретёт ясность, эта работа поможет замотивировать его, чтобы он и после обучения, уже без поддержки бизнес-тренера, продолжал практиковать тот подход или ту методику, которую приобрел в процессе.

Must have навык для бизнес-тренера
Все больше людей стремятся поделиться своей экспертностью с другими и создают новые курсы, тренинги и обучающие программы. Но те, которые действительно ведут людей к мощным результатам — единицы. Почему так?

Все просто: хорошо разбираться в конкретной теме и преподавать — это разные вещи. Чтобы грамотно доносить суть до клиентов и чтобы они могли применять эти подходы, о которых рассказывает тренер, на практике, важно понимать, как эту информацию им передать так, чтобы они действительно ее усвоили.

Бизнес-тренер — это проводник, он знает, где возможны ямы (трудности) и надо разъяснить подробнее, а где будет легко и на каких моментах можно долго фокус внимания участников не удерживать. Такие эксперты видят процесс обучения шире и знают, в какой момент нужно информацию зафиксировать практическим заданием, а где необходима визуальная картинка (диаграмма), чтобы закрепить конкретное знание в памяти.

Поэтому, если вы планируете пройти какой-то бизнес-тренинг или любую другую обучающую программу, тщательно изучите, у кого Вы планируете учиться. По возможности узнайте, развивает ли он  свой навык преподавания.

Индивидуальный подход
Одна из важных составляющих бизнес-тренинга — живое общение с клиентами. Эта взаимодействие строится с фокусом на конкретную аудиторию и по ее персонализированным запросам. Общение в режиме онлайн позволяет тренеру моментально собирать обратную связь по ходу процесса обучения и корректировать программу при необходимости.

Не удивительно, что формат записанных уроков тут не подходит и к ожидаемому результату не приведет. Нет ни одной группы, похожей на другую, у каждой свои потребности. И тут проявляется настоящая экспертность бизнес-тренера: умеет ли он подбирать те примеры, техники и задания, которые будут актуальны для конкретных людей, которые перед ним в данный момент времени.

Коучинговый подход в бизнес-тренинге
Те, кто использует коучинговый подход в тренерстве, следуют целому набору компетенций. И одна из ключевых — тренер может построить связь между тем, зачем или для чего определенный участник пришел на курс, с тем, что он (тренер)  в этом обучении транслирует, какие подходы и методы использует.

Чтобы сформировать конкретный устойчивый навык после бизнес-тренинга, человеку необходимо еще 3 месяца практиковаться в тех знаниях и умениях, которые он там получил. Поэтому вторая компетенция тренера, который применяет коучинговый подход, — ориентированность на будущее. Его задача помочь клиенту составить четкое представление того, с кем, куда и как он будет применять полученные знания уже после курса, чтобы получить результат.

Следующая, но не менее важная составляющая, это создание вовлечённости участников. Очень сложно держать фокус внимания на 1 задаче. А современный мир приучил нас к тому, что в любой момент может появиться отвлекающий инфошум (различные оповещения, смс и т.д). И когда мы переводим на него свой фокус внимания даже на 2-3 минуты, то потом не можем прийти в рабочий настрой еще ближайшие 10. И каждый такой момент несет свои последствия в виде плохо усвоенных знаний. Профессиональный тренер постоянно подбрасывает дровишек в костёр вовлечённости и концентрации участников.

Еще одна из компетенций тренера с коучинговым подходом — сбалансированная и структурированная подача материала. Количество времени обучения и количество всех знаний, которые получают участники, должны быть соизмеримы друг другу. Выдавать на встречах тысячи терабайт информации в минуту — не результативно и бессмысленно. Продуктивнее выстраивать взаимодействие так, чтобы клиент получал конкретную информацию и практики, которые нужны именно ему в этот момент времени.

Какой бизнес-тренинг принесет вам пользу?
Есть тренеры, которые качественно обучают других, а есть и те, кто  профессионально и красиво продает услуги. Замечали ли вы когда-нибудь, что покупаете какой-то инфопродукт, потому что на вас отлично сработала реклама? Вы увидели — вам понравилось — захотели — оплатили. Считается, что жалеть деньги на обучение нельзя, это же вклад в развитие и инвестиция в себя. Но все ли курсы и программы нам действительно так необходимы?

Всегда смотрите на вашу цель в перспективе на несколько лет вперед и на то, что у вас в приоритете в данный момент. Какой навык для ее реализации вам нужно развить уже сейчас. И каждый раз перед покупкой очередного обучения задавайте себе вопрос: этот обучение — тропинка к вашим большим целям или все-таки неактуальная для вас информация, которую вы даже не сможете сразу применить на практике?

Также обращайте внимание на ведущего программы. Кто он: сильный вдохновляющий спикер или бизнес-тренер с навыками обучения людей. Когда мы говорим о первых, то представляем человека, который стоит на трибуне и рассказывает с нее что-то целому залу людей. А те, в свою очередь, слушают и пытаются уяснить и запомнить как можно больше информации.

Бизнес-тренер же это тот человек, который в своей работе опирается на знания о нейронауке. Его задача, чтобы клиенты взяли с программы то, что им необходимо, а также помочь выстроить для каждого его собственный путь, по которому он пойдет после программы. Тренер понимает, что каждый маленький шаг, каждый повтор — создают нейронные связи в мозгу и таким образом формирует устойчивые навыки, которые клиенты смогут применять и в работе, и в жизни. Поэтому еще одна задача — замотивировать их к конкретным действиям и придать сил и энергии, чтобы они в дальнейшем не боялись проявляться и шли по своему выстроенному персональному пути.

Как создать свой уникальный авторский бизнес-тренинг?
На первом этапе создания своего курса  у специалистов часто возникает страх конкуренции. Ведь действительно рынок перенасыщен практически в каждой нише, и кажется, что уже все придумано и отстроиться от этого многообразия программ не получится. Как же тогда создаются все новые курсы, и почему люди их покупают?

Суть в том, что уникальность каждой авторской методики — в человеке, в ее создателе. Даже если вы прошли все самые популярные программы и начнете их преподавать, то вы все равно сделаете это по-своему. 

Помимо всей информации, которую вы выдаете клиентам, вы также транслирует еще и себя. Весь опыт, все навыки, методики и подходы, вы осваиваете через призму собственных ценностей и вашего персонального мироощущения. Наверняка вы замечали, что одни практики для вас работают лучше, чем другие. 

Таким образом, собирая свою программу, вы создадите уникальный набор из различных знаний и упражнений, который эффективны для вас, в которые вы верите, которые вас зажигают. Более того, в процессе обучения других, вы начнете получать обратную связь и сможете скорректировать схему своего тренинга так, чтобы она работала для вашей целевой аудитории. 


Хотите ли вы изучить все методики, чтобы создать свой бизнес-тренинг или просто обдумываете пройти обучение, чтобы приобрести определенные навыки, подходите к выбору программ осознанно и берите ответственность за результат на себя. Не стоит погружаться параллельно в несколько тренингов, особенно на различные темы. Дайте себе возможность полностью освоить один процесс и только потом переходите к другому. Так вы узнаете, какие форматы работы и методики точно подходят или не подходят вам.

Banners_site_TreningTrenerov_1024x257.png

Назад к списку


Ближайшие
программы
Подождите, идет загрузка...