В последние годы в школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых, недирективных формах развития и обучения детей.
Идеи личностно-ориентированного обучения стали активно развиваться в последние десятилетия, и уже официально заявлены в стандартах образования второго поколения. Однако, разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения.
Именно поэтому внимание педагогов-новаторов привлек коучинг как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия.
На наш взгляд, наиболее эффективным является поэтапное внедрения коучинга и коучингового подхода в образовательном процессе.
Первый этап – Обучение коучингу тех работников образования (педагогов, психологов, администрацию), которые уже интуитивно применяют такой подход в своей работе, которым близки принципы коучинга.
Второй этап – Обученные педагоги начинают применять полученные знания в практической деятельности, нарабатывая опыт, вопросы, ответы, собственные модификации коучинговых техник, адаптированных к учебно-воспитательному процессу. Таким образом, вокруг этих педагогов будет формироваться особое образовательное пространство, вовлекающее как учеников, так и других педагогов. На этом этапе особенно важна поддерживающая среда.
Третий этап – Обучение новых педагогов. Распространение успешного опыта на конференциях, семинарах, круглых столах, открытых уроках, в статьях и на форумах.
Сейчас мы сделали самый первый шаг – 7-9 октября 2011 года провели тренинг «Введение в коучинг» по программе Международного Эриксоновского Университета для 22 работников образования г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Тренинг проводился в расширенном формате - участники не только обучались навыкам и техникам коучинга, но также проводили практическое исследование, как применять коучинговый подход в профессиональной деятельности и в жизни.
Третий день был полностью посвящен мозговому штурму по методу Уолта Диснея и World Gafe, в результате которого участники выработали конкретный план до марта 2012 года по внедрению коучинга в четырех сферах: для себя, для своей семьи, в повышении квалификации учителя и самое главное – для учеников в учебном процессе школы.
В таблице приведено сводное видение участников возможности применения коучингового подхода и коучинговых техник в учебно-воспитательном процессе прямо сейчас.
Руководитель
|
|
Учитель
|
|
Психолог
|
|
Согласование, планирование, обучение педагогов
|
|
|
Технологии
|
Урок
|
Взаимодействие с детьми на уровне коуч-подхода
Проведение элективного курса по коучингу
|
|
|
Внедрение индивидуальных учебных планов (III ступень) с использованием колеса, шкал
|
1. Тема урока – колесо
2. Уровень знаний – по шкале 1-10
3. Вопросы разного типа
4. Волшебные вопросы
5. Развивать навыки слушания
6. У.Дисней, World Cafe
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ученик
|
|
|
|
Успех
|
Интерес
|
Самореализация
|
|
Учителя школ и другие педагоги высоко оценили пользу тренинга, вот некоторые из отзывов:
«Могу уже с 10.10.2011 г. применять коучинговые техники в учебно-воспитательном процессе школы, на уроках по информатике, лично для себя, для сына, для друзей. Спасибо!» (Моисеенко Светлана Викторовна, Клюевская №19, Зерноградский р-н)
«Этот тренинг для меня как толчок к реализации тех мечтаний, которые казались нереализуемыми практически. Новый взгляд на мою жизнь и профессиональное развитие. Появились новые перспективы в профессиональной деятельности, новые знакомства» (Скарга Вероника, Психологический центр диагностики и консультирования)
«Тренинг заставил относиться к жизни не как к совокупности хаотичных событий, а как к целенаправленному процессу в каждый момент жизни» (Осадченко Наталья Геннадьевна, Кафедра педагогики РО ИПК И ПРО)
«Я увидела новые горизонты приложения своих сил; новые возможности по созданию Красоты и Мира в Душе и в Мире» (Короткова Юлия Петровна, Константиновск МБОУ ДОДЦВР)
Наталья Гульчевская
кандидат психологических наук, сертифицированный коуч Международного Эриксоновского Университета