Продвижение коучинга #12: Как представить клиенту свою уникальность.
16 ноя 2016
Для того, чтобы представить свою уникальность, для начала хорошо бы определить, в чем же она заключается, и сфокусироваться именно на этом своем качестве. Поэтому разговор об уникальности неразрывно связан с идеей определения своей ниши.
Про то, насколько важно найти свою нишу, уже, как мне кажется, знают все. Но знать – это одно, а определиться и выработать стратегию продвижения исходя из собственной ниши – это совсем другое.
Не один начинающий коуч порядком поломал себе голову над этим вопросом. И кто-то нашел для себя ответ, а кто-то еще в поиске. Для вторых я и хочу сейчас предложить небольшое практическое задание, которое, как показывает мой опыт, продвигает многих коучей к ответу на вопрос «В чем же моя уникальная ниша».
Давайте представим на минутку, что на российском рынке коучинг предлагают около четырех тысяч человек. Много? По сравнению с рынком коучинга в странах, где эта профессия скоро будет встречать свое сорокалетие, это мизерное число. Иначе говоря, поле возможностей для собственного профессионального роста безгранично еще на многие годы, если не десятилетия вперед. Откуда взялось именно такое количество? Подсчет велся очень приблизительно: я прикинула, сколько коучей в среднем выпускают аккредитованные школы ежегодно (выпускники неаккредитованных школ и «самопровозглашенные» коучи по ряду причин в расчет не принимались). Также стоит учесть, что не все выпускники после завершения курса начинают самостоятельную практику. Многие остаются в бизнесе и используют коучинговые подходы и инструменты как менеджеры, тренеры, владельцы бизнесов. При желании вы можете произвести собственные подсчеты и уточнить цифру, но не думаю, что она существенно изменится. Тем более что суть моего предложения к вам совсем в другом. Итак, предположим, что есть около четырех тысяч профессиональных коучей, предлагающих свои услуги на рынке. И среди них – Вы, личность уникальная и неповторимая.
И вот теперь – внимание – вопрос «на миллион»: что отличает Вас от остальных 3 999 других профессионалов? Очевидно, что методы и инструменты у начинающих коучей похожи, особенно если они обучались в одной школе. Однако у каждого из нас есть нечто, что делает нас особенным для потенциального клиента. Понять, что же это – дорогого стоит. Прекрасно, если кого-то посетит инсайт прямо во время чтения этой заметки. Но чаще поиск ответа на вопрос об уникальности оказывается путешествием со своим коучем не на одну сессию. Почему?
Причины могут быть разные. Возможно, это что-то, что Вы вовсе и не считаете своим талантом, если это то, что получается у Вас само собой, без усилий, играючи. Тогда нам сложно оценить, насколько ценно то, чем мы обладаем, для других. Например, если мужчина-коуч раздумывает над специализацией «Всемогущий папа». И что здесь особенного, подумаете вы. И он тоже так думает, пока не прояснит со своим коучем, что мама в этой семье по совместной договоренности на этом жизненном этапе сфокусировалась на карьере и учебе, а папа продолжает работать и заниматься детьми. И детей в семье четверо!
В иных случаях это может быть экспертное знание, которое мы обрели путем проб и ошибок, двигаясь через тернии к звездам. Особенно часто это встречается в бизнесе. Начинающему коучу может казаться, что ошибок и терний было настолько много, что хочется завершить этот жизненный этап (иногда громко хлопнув дверью на прощание). А оказывается, что этот опыт - неисчерпаемый кладезь возможностей, потому что это «точка входа» для клиентов, с которыми легко, потому что говоришь на одном языке и находишься в одном понятийном поле. И главное – тогда клиентам с Вами тоже легко. Мой пример – из этой области. Моя специализация – коучинг в управлении продажами – родилась как сплав моего опыта длиной в полтора десятка лет с моей страстью к коучингу.
Я также встречала удивительные истории, когда коуч… стеснялся своей экспертной области. Например, ему казалось, что талант разбить роскошный огород и вырастить плодоносящий сад – это не так пафосно, как «коучинг первых лиц». Однако осознание факта, что он единственный сертифицированный коуч-садовник изменило все!
Все эти примеры я привожу, чтобы показать, что интеграция того, чем мы уже обладаем, с коучингом, чаще всего дает невероятный результат! Приглашаю повнимательнее поисследовать это с вашим коучем.
Маркетологи также говорят, что для определения ниши срабатывает не только ресурс из прошлого, но и из будущего. К примеру, если вам очень хочется работать со стартапами, то двигаясь к своей мечте, вы вовлекаете по пути и клиентов. Это, безусловно, вдохновляющий и интересный путь, но на нем, со всей очевидностью, вам предстоит встретиться с большим количеством вызовов. Или нет… И это тоже можно исследовать.
Итак,
Домашнее задание: самостоятельно или со своим коучем поразмышляйте над вопросами: «Что отличает меня от нескольких тысяч других профессионалов? Что знаю/умею только я? И как это соотносится с коучингом?»
Если после прочтения появляются вопросы или хочется что-то обсудить – пишите asvetlova@erickson.ru
Успехов и удачи в завоевании сердец Ваших клиентов!
Алина Светлова, сертифицированный коуч PCC ICF, тренер МЭУк.